На тему: образ маленького человека в Станционном смотрителе Пушкина

Пушкин углубил рассмотрение маленького человека, усилил психологизм в его изображении, но в принци­пах гуманизма был очень близок к Карамзину. Правда, у Пуш­кина маленький человек — это уже не крестьянин, для Пушки­на это отдельная тема. Своего героя Пушкин берет из среды мелкого чиновничества, изображая в «Станционном смотрителе» Самсона Вырина, «сущего мученика четырнадцатого класса, огражденного своим чином токмо от побоев, и то не всегда».

Пушкин развивает в повести незамысловатый, но трогательный сюжет о том, как гусар

Минский увез у старика его дочь, единственную отраду. Все попытки Вырина добиться справедливости тщетны, да и не под силу этому забитому чело­веку что-либо сделать. И хотя судьба дочери складывается в конце концов счастливо, это не очень влияет на жизнь бедного станционного смотрителя. Он умирает, так и не увидев перед смертью своей Дуни, будучи глубоко несчастным и несправед­ливо обиженным.

Сила сочувствия герою возбуждается в чита­теле еще и тем, что сам Вырин совершенно неспособен осоз­нать причиненную ему несправедливость, в нем еще не пробудилось чувство собственного достоинства. Он даже не жалуется, не ропщет,

не говоря уже о том, чтобы протестовать или возмущаться, он привык к тому, что каждый может его обидеть. В повести отчетливо прослеживается любимая пуш­кинская тема: нельзя строить свое счастье на несчастье другого, и идиллическая картинка в финале не может заставить забыть о судьбе Самсона Вырина.

В повести Пушкина, так же, как и у Карамзина, акцентируются не социальные стороны проблемы, а нравственные, психологические, философские.




На тему: образ маленького человека в Станционном смотрителе Пушкина