На тему: Образ Петербурга в повести Портрет, Гоголь

­Образ Петербурга

Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части мы узнаем о молодом художнике, который однажды приобретает в картинной лавке загадочный портрет. А во второй, автор рассказывает о причинах сверхъестественных способностей данного портрета.

Мистика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя зачастую сливаются в одно и трудно разглядеть грань между ними.

Между тем, автор очень трепетно рисует город, в котором провел значительную часть своей жизни. Петербург присутствует во всех

его произведениях, написанных в 30-е годы XIX века. Поэтому они так и называются — «Петербургские повести». Образ города он часто передает через звуки или свет. Например, через звук колес, свист снега, полет карет, дрожь мостов, мелькание и суету.

В глазах автора это странный город, живущий обманом и ложью, признающий только деньги, не дающий возможность развиться таланту.

К тому же, это безликий город, в котором практически нет личностей, только толпа. Даже главных героев Гоголь не хочет наделять именами. Они для него просто художники, музыканты или ростовщики. Единственный персонаж повести «Портрет»,

которого он удостоил именем, это молодой Чартков.

И то он это сделал, чтобы подчеркнуть присутствие злых чар, чреватых чертовщиной. К сожалению, не с лучшей стороны автор описывает этот царственный город.

Уже в первой части мы видим, как много трудится бедный художник, но в какой нищете прозябает. У Чарткова есть очевидный талант и он прикладывает немало усилий, чтобы развивать его, но всякий раз сталкивается с непониманием и низкой оценкой своих работ. А когда дело доходит до каких-нибудь иностранных мастеров, которые в два штриха создают «шедевры», такие работы общество, окружающее его, признает и восхваляет.

Оттого художнику еще больнее и неприятнее.

В один день на него нежданно сваливается таинственное и мистическое богатство. В рамке портрета, который он приобрел за двугривенный в картинной лавке, оказывается мешочек с тысячей червонцев. Эти деньги становятся его начальным капиталом и стартом к новой жизни.

Не зная, что портрет несет в себе злую энергию, Чартков фактически продает душу дьяволу за материальное благосостояние.

Во второй части автор рассказывает о другом молодом Художнике из Коломны, который наоборот борется со злом и готов заплатить за свою цель немалые деньги. Художник Б. по просьбе Отца, нарисовавшего этот злосчастный портрет, хочет найти и уничтожить его, чтобы освободить людей от дальнейших несчастий. Так, незаметно, на протяжении всего произведения проходит нить сравнений: разные характеры, разные города, разные судьбы.

«Петербургские повести» Гоголя учат нас ценить собственные моральные устои и не поддаваться соблазну денежной мишуры и богатства. Автор не раз подчеркивал, что человек, которого интересуют одни только деньги, самый несчастный на Земле.




На тему: Образ Петербурга в повести Портрет, Гоголь