На тему: Образ провинциального города в прозе А. Чехова

Провинциальный городок в произведениях Чехова воспринимается мною как некий собирательный образ. Серый, скучный день. Он такой же серый и скучный, как и все остальные дни, приходящие в этот город.

Всюду только серый цвет: серые, слишком широкие улицы, маленькие, приплюснутые дома, тоже серые, лужи, в которых, как в кривых зеркалах, можно увидеть все те же покосившиеся, искривленные серые дома. Небо затянуто тяжелыми облаками, давящими на город, через которые не пробивается ни одного лучика солнца. Длинный, высокий забор с гвоздями отгораживает

город от внешнего мира, словно не дает проникнуть ни новой мысли, ни солнечному свету.

По улицам ходят люди.

Они тоже серые. Жители города суетятся, куда-то спешат по своим бесполезным делам. Все они являются одной серой толпой с одинаково опущенными серыми лицами.

Везде грязь: на улицах, в домах, в людских сердцах. Как правило, писатель не дает изображаемым провинциальным городишкам определенного имени.

Этим он показывает обобщенность образов уездных городов и однообразие жизни, протекающей в них. Маленькие города в произведениях Чехова провинциальны не тем, что находятся «в двухстах верстах от

железной дороги», а тем, что в них полностью отсутствует культура, что жизнь в них как остановилась. Как уже было упомянуто, в некоторых рассказах в описании города присутствует один и тот же образ — длинный серый забор с гвоздями, отделяющий город от внешнего мира, не дающий ничему новому, светлому проникать в его жизнь.

В мире делаются научные открытия, создаются великие творения, а в палате № 6 вместо постелей лохмотья, вонь, клопы, тараканы.

«Зверинец» — определяет автор. И самое страшное — ничего не меняется: проходит год, другой, десять, двадцать лет, а в городе и в жизни его обитателей все остается по-старому. Для человека, приехавшего из столицы, дико жить в таком захолустье, где нет «ни водопровода, ни канализации», ни, повторюсь, культуры.

Приезжие жалуются на скуку и однообразие жизни, на что местные возражают, рассказывая о библиотеке, театре, балах, об умных, интересных семьях, с которыми можно свести знакомство. Но потом оказывается, что библиотеки посещают только девушки и молодые евреи, вместо настоящего искусства публике «нужен балаган», а пример образованнейшей семьи — Туркины из рассказа «Ионыч». Движется только календарное время, жизнь состоит из множества пустых, одинаковых дней.

Люди бездействуют. Главы «интеллигентных» семейств играют старых генералов и «кашляют очень смешно», их жены пишут повести и романы о том, «чего никогда не бывает в жизни», занимаются спиритизмом и гомеопатией, а их дочери громко играют на роялях, читают серьезные книги, смеясь над смешными именами, и мечтают. Это нельзя назвать жизнью, это — существование.

Если бы люди жили по-настоящему, то их должны были бы волновать реальные проблемы. Те немногочисленные герои, кто начинает что-то делать, по какой-то страшной закономерности очень быстро превращаются в типичных горожан.

Доктор Рагин из рассказа «Палата № 6», приехав в провинциальный городишко, приходит в ужас от того, что происходит в вверенной ему больнице. Но ему не хватает характера, веры в себя, чтобы что-то изменить. Он «опустил руки и стал ходить в больницу не каждый день», поддался влиянию среды.

Доктор Старцев становится Ионычем также потому, что поддался общему течению бездуховной провинциальной жизни, его стали интересовать только деньги. Образ провинциального города у Чехова производит гнетущее, удручающее впечатление.

Но автор не верит, что маленькие уездные города всегда будут оставаться такими. «Покажите всем, что эта неподвижная, серая, грешная жизнь надоела вам», — говорит он жителям подобных городков. Писатель надеется, что «все изменится» и «будут тогда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди». А. П. Чеховым написано огромное количество бессмертных произведений: рассказов, фельетонов, повестей, но особое, привилегированное место в его творчестве занимают пьесы.

«Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка» — бесценное наследие чеховской драматургии, классика мировой сцены. Его пьесы отражают целую галерею человеческих типов, образов со своим особым характером и со своей судьбой.

Особой заслугой Чехова-драматурга можно считать создание нового для драматургии явления, такого как образы-символы. Именно они помогают читателю и зрителю наиболее полно и точно понять душевное состояние героев, их взаимоотношения. Одним из ярких примеров, иллюстрирующих это явление, можно считать пьесу «Вишневый сад». Наряду с героями пьесы, в тесной взаимосвязи с ними, существует персонаж, не упомянутый в списке действующих лиц, но по своей значимости ничуть не уступающий им, — это тот самый вишневый сад, имеющий в пьесе свой символический смысл, особый лиризм Когда сам Чехов произносил название своей пьесы, создавалось впечатление некой таинственности, нежности, любви.

Это отчетливо видно в авторских ремарках: «Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник…

«. Вчитываясь и вдумываясь в комедию, можно заметить, что все самое главное в созданных Чеховым характерах, в изображении их переживаний, их прошлого и будущего определяется тем, в каком положении каждый оказывается по отношению к вишневому саду. Для Раневской и Гаева, представителей «прошлого», вишневый сад — это воспоминание о детстве, благополучии, предмет гордости; наконец, это единственное место в мире, где они еще чувствуют себя дома.

Лопахин ценит не столько сам сад, сколько великолепное имение, заманчивый объект для вложения капитала и энергии предпринимателя.

Ане, представительнице «будущего», кажется, что ее любимый сад неотвратимо уходит в прошлое, а с ним и вся «старая жизнь» — вечное ожидание аукциона, грошевые расчеты, подачки и долги. Образ вишневого сада движется, изменяется на протяжении пьесы, он наполняется новыми значениями в процессе жизни пьесы на сцене, в сознании читателя и зрителя. Как бы ни толковался этот образ-символ, исчерпать его содержание едва ли возможно, мы чувствуем, что речь идет о вечных ценностях, которые люди должны сохранять. Более сложный, скрытый образ-символ мы видим в другой пьесе великого драматурга. На первый взгляд может показаться, что сюжет «Чайки» сводится лишь к истории классического любовного треугольника — Нины Заречной, Константина Треплева и известного писателя Тригорина, но это не так.

Главное в «Чайке» — Сочинение на тему подвига.

В искусстве успех сопутствует лишь тому, кто способен на подвиг. Сквозь мрак, тяжесть и «грубость» жизни, преодоленные героиней, читатель слышит лейтмотив «Чайки» — тему полета, победы. Полета над трудностями жизни к простому человеческому счастью. Нина отвергает версию о том, что она — погубленная чайка, что ее страдания, ее поиски, достижения, вся жизнь — только «сюжет для небольшого рассказа».

Не падение подстреленной чайки, а полет прекрасной, свободной птицы — такова глубокая поэтическая Сочинение на тему чеховской пьесы.

Антон Павлович Чехов выступил подлинным реформатором театра. Его пьесы — «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» — открыли новую эпоху в истории драмы и оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии XX в. В этих пьесах нашли воплощение как уже сложившиеся, так и абсолютно новые драматургические принципы. По праву считающиеся классикой, его пьесы до сих пор актуальны и способны без труда пробуждать даже в самых грубых и черствых душах чувство прекрасного, чувство полета над ничтожностью жизни.




На тему: Образ провинциального города в прозе А. Чехова