На тему: ОБРАЗ ПРОВИНЦИИ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
Столичная жизнь всегда отличалась и отличается от провинциальной. Правда, в наше время различия между большими и маленькими городами не так уж заметны: причиной тому — средства связи, радио, телевидение, быстрый и удобный транспорт. Но все это появилось в двадцатом веке.
А как себя чувствовали провинциалы раньше?
Новости и нововведения, волновавшие Петербург девятнадцатого века, доходили до отдаленных мест нескоро, обрастая слухами, недостоверными подробностями и вызывая пересуды. Человек, приехавший из столицы, мог рассчитывать
Яркой иллюстрацией этой стороны жизни стала пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор», написанная в середине девятнадцатого века. Это сатирическая комедия о провинции и ее жителях. Какими же они предстают перед нами?
Читатели знакомятся с персонажами комедии в тот момент, когда они узнают пренеприятнейшее известие: к ним едет ревизор. Именно такой прием избрал Гоголь, чтобы описать жизнь маленького провинциального городка. Скорый приезд проверяющего из самого Петербурга обостряет
А проблем немало: и «на улице кабак и нечистота», и «навалено на сорок телег всякого сору» возле старого забора.
Но с такими неустройствами в городском хозяйстве еще можно справиться, если отправить городовых мести улицы да сломать злосчастный забор, ведь, по мнению местного городничего Сквозник-Дмухановского, «чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя «.
Это, можно сказать, мелочи. Почтенный городничий опасается другого, признаваясь сам себе, что «грешен, во многом грешен». Да и к кому здесь может не быть претензий?
Приезд ревизора беспокоит всех городских чиновников, и «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов». Сам городничий признает, что «это уж так самим богом устроено».
Кто же эти грешники? Это и судья Ляпкин-Тяпкин, который берет взятки, и попечитель богоугодных заведений Земляника, у которого больные не получают лекарств, и пьяница Хлопов, смотритель училищ. Конечно, и в столице процветают воры и взяточники, но именно здесь, в провинции, где чиновников просто некому контролировать, все эти живучие пороки достигли угрожающих размеров.
Городничий Сквозник-Дмухановский и вовсе считает себя полновластным хозяином города.
К прибывшему Хлестакову, которого горожане принимают за ревизора, тут же выстраивается очередь жалобщиков, и ее не может остановить даже пара городовых. Здесь и несправедливо наказанная вдова унтер-офицера, и слесарша, мужа которой отдали в солдаты, хотя семейных людей брать в армию не должны. Здесь и купцы, которым городничий «такие обиды чинит, что и сказать нельзя», «не по поступкам поступает»: кроме обычных взяток, с которыми они привыкли мириться, берет в лавках все, что захочет.
Правда, и у самих купцов рыльце в пушку. Не их ли упрекает потом Сквозник-Дмухановский: «Еще, мальчишка, «Отче наша» не знаешь, а уж обмериваешь». Да и взятки ему купцы дают не просто так.
Как не поделиться, когда городничий охотно помогает сплутовать, к примеру, прибрать к рукам двадцать тысяч за лес, «тогда как его и на сто рублей не было».
Но не только один городничий здесь умеет заглянуть в чужой кошелек. Не менее одаренный в этой области человек и попечитель богоугодных заведений Земляника. Почтенный Артемий Филиппович очень опасается, что ревизорский нос учует в его больнице запах капусты, которой там потчуют пациентов вместо положенного габерсупа, то есть обыкновенного овсяного супа. И уж совсем не желает, чтобы проверяющий узнал, что больные не получают дорогих лекарств, и сам себе находит отличное оправдание: «Человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Однако не потому ли в больнице, где Земляника заправляет вместе с доктором Гибнером, не знающим ни слова по-русски, пациенты «выздоравливают как мухи»?
Вот такой показывает провинцию Гоголь-обличитель. Но кроме злой, хотя и справедливой насмешки, в комедии есть место и для доброй снисходительной улыбки, которую может вызвать наивность здешних жителей. Они «по-своему неглупые» люди, как городничий, могут быть довольно начитанными, как его дочь Марья Антоновна.
И тем в большее удивление и умиление приводит попытка судьи Ляпкина-Тяпкина оправдаться таким образом: «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Судье, как служителю закона, следовало бы лучше разбираться в этом вопросе.
Тем не менее, создается впечатление, что Аммос Федорович действительно верит, что таким образом уменьшает свою вину.
Забавно оправдывает и Лука Лукич Хлопов свое пьянство и исходящий от него запах, такой, «как будто он сейчас вышел из винокуренного завода». Он говорит, «что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».
В смешном свете предстают перед нами и подчиненные Хлопова — педагоги местного учебного заведения. Один из них «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу», второй «объясняет с таким жаром, что не помнит себя» и ломает стулья. На примере этих педагогов у здешних людей и сложилось мнение об ученых и учености: «Умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси».
Вызывают умиление «провинциальные кокетки, воспитанные вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Гоголь описывает так Анну Андреевну, жену городничего, но это верно в отношении почти любой из провинциальных дам. В отличие от мужей и отцов они не напуганы приездом ревизора, а ужасно заинтригованы и просто сгорают от любопытства.
Они так озабочены выбором платьев, как будто приезд к ним человека из столицы — самое значительное событие в их жизни; они спорят о нарядах, как будто от этого зависят судьбы если не всего человечества, то, по крайней мере, их города.
Поражает и наивность чиновников, принявших Хлестакова за ревизора. Два глуповатых Петра Ивановича — Бобчинский и Добчинский — обратили внимание только на два факта: гость из столицы и не платит за жилье и еду в трактире. И этого оказалось достаточно.
Ни одному из должностных лиц не пришло в голову спросить у Хлестакова бумаги. Неудивительно, что он обманул весь цвет провинциального общества: они сами страстно желали обмануться.
Вообще поражает благоговение провинциалов перед столичным жителем. Эти взрослые, солидные люди прямо-таки со священным трепетом слушают пустое хвастовство зарвавшегося юнца, принимают на веру его самые нелепые слова и заявления. Мужчины в его присутствии боятся присесть, говоря, что «чин такой, что еще можно постоять», дамы «готовы сейчас на все услуги».
Каждый, кто видел и слышал приезжего, впечатлен и напуган, как помещик Бобчинский, который «в жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху». Все судачат о его чине, предполагая, что даже «генерал-то ему и в подметки не станет!», и в конце концов обращаются к нему как к «Его высокоблагородному светлости господину финансову». Это хотя и абсолютно неверно, ведь «и чина такого нет», зато крайне почтительно.
Городничий с радостью соглашается отдать за Хлестакова дочь, даже не потрудившись выяснить, что он за человек на самом деле.
Да и представления местных чиновников о самой столице весьма туманны. В основном они сводятся к высоким должностям, несметным богатствам, балам и театрам, которых здесь и не видали. Все полагают, что невесте столичного жителя предстоит «в золотом платье ходить и деликатные супы кушать».
Такова российская провинция в изображении Гоголя. Здесь живут и бессовестные взяточники и воры, и милые, наивные люди — словом, как везде. И у каждого есть свои маленькие тайны, мечты и надежды, как у безвестного городского помещика Бобчинского, который предлагает человеку из столицы взятку только за то, чтобы он сказал «всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский… Да если этак и государю придется, то скажите и государю». Хлестаков, жестоко высмеивая провинциалов в письме, называя их «глупыми, как сивый мерин», «свиньями в ермолке» и непонятным, должно быть, французским словом «моветон», не забывает, однако, смягчить обиду, заметив, что провинциалы, «впрочем, народ гостеприимный и добродушный».
И именно такими запомнятся читателю жители маленького провинциального городка.
На тему: ОБРАЗ ПРОВИНЦИИ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»