На тему: ОБРАЗ ПРОВИНЦИИ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Столичная жизнь всегда отличалась и отличается от провинциальной. Правда, в наше время различия между большими и маленькими городами не так уж заметны: причиной тому — средства связи, радио, те­левидение, быстрый и удобный транспорт. Но все это появилось в двадцатом веке.

А как себя чувствовали провинциалы раньше?

Новости и нововведения, волновавшие Петербург девятнадцатого века, доходили до отдаленных мест нескоро, обрастая слухами, недостоверными подроб­ностями и вызывая пересуды. Человек, приехавший из столицы, мог рассчитывать

на всеобщее уважение и восхищение: в глазах наивных провинциалов он был обязательно важным господином, образованным и культурным.

Яркой иллюстрацией этой стороны жизни стала пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор», написанная в середине девятнадцатого века. Это сатирическая комедия о про­винции и ее жителях. Какими же они предстают пе­ред нами?

Читатели знакомятся с персонажами комедии в тот момент, когда они узнают пренеприятнейшее из­вестие: к ним едет ревизор. Именно такой прием из­брал Гоголь, чтобы описать жизнь маленького провин­циального городка. Скорый приезд проверяющего из самого Петербурга обостряет

все проблемы, выявляет даже то, на что сами горожане уже не обращают вни­мания.

А проблем немало: и «на улице кабак и нечис­тота», и «навалено на сорок телег всякого сору» возле старого забора.

Но с такими неустройствами в городском хозяйстве еще можно справиться, если отправить городовых мес­ти улицы да сломать злосчастный забор, ведь, по мне­нию местного городничего Сквозник-Дмухановского, «чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя «.

Это, можно сказать, мелочи. Почтенный городни­чий опасается другого, признаваясь сам себе, что «гре­шен, во многом грешен». Да и к кому здесь может не быть претензий?

Приезд ревизора беспокоит всех го­родских чиновников, и «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов». Сам городничий признает, что «это уж так самим богом устроено».

Кто же эти грешники? Это и судья Ляпкин-Тяпкин, который берет взятки, и попечитель богоугодных заведений Земляника, у которого больные не получа­ют лекарств, и пьяница Хлопов, смотритель училищ. Конечно, и в столице процветают воры и взяточники, но именно здесь, в провинции, где чиновников просто некому контролировать, все эти живучие пороки до­стигли угрожающих размеров.

Городничий Сквозник-Дмухановский и вовсе считает себя полновластным хозяином города.

К прибывшему Хлестакову, которого горожане принимают за ревизора, тут же выстраивается оче­редь жалобщиков, и ее не может остановить даже па­ра городовых. Здесь и несправедливо наказанная вдо­ва унтер-офицера, и слесарша, мужа которой отдали в солдаты, хотя семейных людей брать в армию не должны. Здесь и купцы, которым городничий «такие обиды чинит, что и сказать нельзя», «не по поступкам поступает»: кроме обычных взяток, с которыми они привыкли мириться, берет в лавках все, что захочет.

Правда, и у самих купцов рыльце в пушку. Не их ли упрекает потом Сквозник-Дмухановский: «Еще, маль­чишка, «Отче наша» не знаешь, а уж обмериваешь». Да и взятки ему купцы дают не просто так.

Как не по­делиться, когда городничий охотно помогает сплуто­вать, к примеру, прибрать к рукам двадцать тысяч за лес, «тогда как его и на сто рублей не было».

Но не только один городничий здесь умеет загля­нуть в чужой кошелек. Не менее одаренный в этой об­ласти человек и попечитель богоугодных заведений Земляника. Почтенный Артемий Филиппович очень опасается, что ревизорский нос учует в его больнице запах капусты, которой там потчуют пациентов вместо положенного габерсупа, то есть обыкновенного овсяно­го супа. И уж совсем не желает, чтобы проверяющий узнал, что больные не получают дорогих лекарств, и сам себе находит отличное оправдание: «Человек про­стой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Однако не потому ли в больни­це, где Земляника заправляет вместе с доктором Гиб­нером, не знающим ни слова по-русски, пациенты «вы­здоравливают как мухи»?

Вот такой показывает провинцию Гоголь-обличи­тель. Но кроме злой, хотя и справедливой насмешки, в комедии есть место и для доброй снисходительной улыбки, которую может вызвать наивность здешних жителей. Они «по-своему неглупые» люди, как город­ничий, могут быть довольно начитанными, как его дочь Марья Антоновна.

И тем в большее удивление и уми­ление приводит попытка судьи Ляпкина-Тяпкина оп­равдаться таким образом: «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Судье, как служителю закона, сле­довало бы лучше разбираться в этом вопросе.

Тем не менее, создается впечатление, что Аммос Федорович действительно верит, что таким образом уменьшает свою вину.

Забавно оправдывает и Лука Лукич Хлопов свое пьянство и исходящий от него запах, такой, «как будто он сейчас вышел из винокуренного завода». Он гово­рит, «что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».

В смешном свете предстают перед нами и подчи­ненные Хлопова — педагоги местного учебного заведе­ния. Один из них «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу», второй «объясняет с таким жаром, что не помнит себя» и ломает стулья. На примере этих педагогов у здеш­них людей и сложилось мнение об ученых и учености: «Умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси».

Вызывают умиление «провинциальные кокетки, воспитанные вполовину на романах и альбомах, впо­ловину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Го­голь описывает так Анну Андреевну, жену городниче­го, но это верно в отношении почти любой из провин­циальных дам. В отличие от мужей и отцов они не напуганы приездом ревизора, а ужасно заинтригова­ны и просто сгорают от любопытства.

Они так озабо­чены выбором платьев, как будто приезд к ним чело­века из столицы — самое значительное событие в их жизни; они спорят о нарядах, как будто от этого зави­сят судьбы если не всего человечества, то, по крайней мере, их города.

Поражает и наивность чиновников, принявших Хлестакова за ревизора. Два глуповатых Петра Ивано­вича — Бобчинский и Добчинский — обратили внима­ние только на два факта: гость из столицы и не платит за жилье и еду в трактире. И этого оказалось доста­точно.

Ни одному из должностных лиц не пришло в го­лову спросить у Хлестакова бумаги. Неудивительно, что он обманул весь цвет провинциального общества: они сами страстно желали обмануться.

Вообще поражает благоговение провинциалов пе­ред столичным жителем. Эти взрослые, солидные лю­ди прямо-таки со священным трепетом слушают пус­тое хвастовство зарвавшегося юнца, принимают на ве­ру его самые нелепые слова и заявления. Мужчины в его присутствии боятся присесть, говоря, что «чин такой, что еще можно постоять», дамы «готовы сейчас на все услуги».

Каждый, кто видел и слышал приезже­го, впечатлен и напуган, как помещик Бобчинский, ко­торый «в жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху». Все судачат о его чине, предполагая, что даже «генерал-то ему и в под­метки не станет!», и в конце концов обращаются к не­му как к «Его высокоблагородному светлости господи­ну финансову». Это хотя и абсолютно неверно, ведь «и чина такого нет», зато крайне почтительно.

Город­ничий с радостью соглашается отдать за Хлестакова дочь, даже не потрудившись выяснить, что он за чело­век на самом деле.

Да и представления местных чиновников о самой столице весьма туманны. В основном они сводятся к высоким должностям, несметным богатствам, балам и театрам, которых здесь и не видали. Все полагают, что невесте столичного жителя предстоит «в золотом платье ходить и деликатные супы кушать».

Такова российская провинция в изображении Го­голя. Здесь живут и бессовестные взяточники и воры, и милые, наивные люди — словом, как везде. И у каждого есть свои маленькие тайны, мечты и надеж­ды, как у безвестного городского помещика Бобчинского, который предлагает человеку из столицы взят­ку только за то, чтобы он сказал «всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сия­тельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский… Да если этак и государю придется, то скажите и государю». Хлес­таков, жестоко высмеивая провинциалов в письме, на­зывая их «глупыми, как сивый мерин», «свиньями в ермолке» и непонятным, должно быть, французским словом «моветон», не забывает, однако, смягчить оби­ду, заметив, что провинциалы, «впрочем, народ госте­приимный и добродушный».

И именно такими запом­нятся читателю жители маленького провинциального городка.




На тему: ОБРАЗ ПРОВИНЦИИ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»