На тему: ОБРАЗ РАМЫ
В центре древнеиндийской поэмы «Рамаяна» фигура легендарного героя Рамы. Своим рождением Рама был обязан воле богов, решивших воплотиться на Земле для борьбы со всевластным предводителем ракшасов-демонов, царем Ланки Раваной. Бог-хранитель Вишну должен родиться в облике четырех сыновей Дашаратхи.
Матерью Рамы стала старшая из царских жен Каушалья, съевшая половину яства, преподнесенного богом Вишну.
Образ Рамы в поэме идеализирован, подчеркивается его миролюбивость, приветливость, душевная отзывчивость. Юный Рама ищет
И доблестью славился Рама, и нравом безгневным.
Царевич отца превзошел совершенством
Душевным:
Всегда жизнерадостен, ласков, приветлив сугубо,
С обидчиком он обходился достойно, не грубо.
Главными жизненными ценностями он считает семейную преданность близким, постоянство в дружбе. Отличается красотой, здоровьем:
И
За то, что сияла, как солнце, его добродетель.
С самого раннего возраста Рама проявляет себя как доблестный воин, ведь славную земную жизнь и блаженство на небесах ему предвещает знаменитый подвижник святой Вишвамитра. Вишвамитра обращается к царю Дашаратхе с просьбой отпустить с ним Раму. Рама должен был защитить его лесную обитель от бесчинства ракшасов.
Юный Рама силен и отважен: по дороге в обитель он убивает ракшаси Тараку, «злобную и мощную, словно тысяча взбесившихся слонов». В награду Вишвамитра преподносит доблестному юному воину волшебное оружие богов: оно является на поле боя по желанию обладателя и всегда приносит победу. Описание детства и юности Рамы полно упоминаний о том, как он совершенствует свое военное искусство:
Слонов обучал и коней объезжал он по-свойски.
Дружины отцовской он был предводитель
Геройский.
Столкнув колесницы в бою иль сойдясь
В рукопашной,
Ни богу, ни асуру не дал бы спуску бесстрашный.
Много лет он проводит в лесу, в изгнании, одетый в отшельническое платье. Он непрестанно вступает в поединки с чудовищами-ракшасами, враждебными царями, обнаруживая не слабеющий воинский дух.
Источником доблести Рамы является неутолимая жажда славы, для него страшна не смерть, но бесславная жизнь: «смерть на поле боя… исполнена славы, и человек, умерший такой смертью, наслаждается вечным блаженством». Безусловное мужество, стремление к незапятнанной славе создают неписаный кодекс чести. И постоянная забота об охране собственной чести является главным стимулом его поведения. Часто это стремление и забота ставят героя перед роковой альтернативой, заставляют его выбирать сулящий ему бедствия, но достойный в его понимании жребий. Так, Рама добровольно уходит в изгнание, не желая нарушить слово своего умершего отца, при этом отказываясь от престола и жизни повелителя богатой страны: «Ведь, умирая, отец не отменил, да и не в силах был отменить свою волю.
Он связан был обещаньем, данным Кайкейи. И ныне я повинен исполнить приказ родителя». Подчеркивая несправедливость, жертвой которой становится Рама, поэма повествует о великом горе всех жителей Айодхьи.
Жители столицы уходят в лесные пустыни, чтобы предаться подвижничеству и молитвам о Раме и его спутниках.
Среди оскорблений чести, которые не способен снести эпический герой, худшее — оскорбление его жены. И не случайно посягательство на возлюбленную Рамы, ее похищение становятся основной пружиной эпического сюжета. В поисках Ситы Рама преодолевает многие препятствия, взбодренный словами престарелого царя ястребов Джатайю.
На помощь Раме приходит царь обезьян Сугрива, но просит в обмен на свои услуги избавиться от угрозы смерти, помочь убить Валина и вернуть утраченное царство. В битве с Валином Рама проявляет свое воинское умение, хитрость и выносит справедливое решение. Дело в том, что братья Сугрива и Валин были очень похожи друг на друга. Рама просит Сугриву надеть цветочную плетеницу и вызывает Валина на бой. Стрела Рамы поразила Валина в самое сердце.
Умирающий царь обвиняет Раму в подлости: он выстрелил из засады во время боя двух братьев. Однако Рама объясняет, что действовал он справедливо, ибо Валин первым преступил закон, изгнав Сугриву и отняв у него дом и жену. В этом эпизоде, как и во многих последующих, Рама проявляет толерантность к поверженному противнику, подчеркивая его мужество и воинскую доблесть: «Валин обрел заслуженное им в этой жизни, а быть может, — и в предыдущих рождениях; он пал на поле битвы как доблестный муж и, несомненно, достигнет неба».
Раскрывается в поэме и природное красноречие Рамы. Его слова о поре дождей, осени наполнены поэтической красотой, а картины природы, в сущности, — «пейзаж души»:
Тоской переполнено сердце! Любовных услад же,
О младший мой брат и потомок великого раджи,
Я жажду, как ливня — цветущие ветви кутаджи.
Финал поэмы подчеркивает безупречность героя. Рама нашел Ситу, убил Равану; в мире воцарилось добро. Но на этом злоключения и страдания героя не заканчиваются.
Узнав, что его подданные подозревают Ситу в неверности, Рама отсылает Ситу в лес. Снова долгие годы проходят в разлуке. И даже тогда, когда супруги вновь встречаются, когда сам мудрец Вальмики убеждает Раму в невинности супруги, он продолжает колебаться, и Ситу поглощает Мать-Земля.
Со временем Рама передает царство сыновьям и становится подвижником. Так он живет, пока смерть не избавляет его от телесного облика. Вскоре Рама возносится на небо, где соединяется с Ситой навсегда.
На тему: ОБРАЗ РАМЫ