На тему: ОБРАЗ РАМЫ

В центре древнеиндийской поэмы «Рамаяна» фигура легендарного героя Рамы. Своим рожде­нием Рама был обязан воле богов, решивших воплотиться на Земле для борьбы со всевластным предводителем ракшасов-демонов, царем Ланки Раваной. Бог-хранитель Вишну должен родить­ся в облике четырех сыновей Дашаратхи.

Мате­рью Рамы стала старшая из царских жен Каушалья, съевшая половину яства, преподнесенного богом Вишну.

Образ Рамы в поэме идеализирован, подчер­кивается его миролюбивость, приветливость, ду­шевная отзывчивость. Юный Рама ищет

обще­ства мудрых: «себе в собеседники он избирал пре­старелых, приверженных благу, в житейских делах наторелых». Рама милостив к подданным, доступен для бедных, любит правду и справедли­вость, не знает злоречья, надменности, буйства, зависти, никогда не меняет своих решений:

И доблестью славился Рама, и нравом безгневным.

Царевич отца превзошел совершенством

Душевным:

Всегда жизнерадостен, ласков, приветлив сугубо,

С обидчиком он обходился достойно, не грубо.

Главными жизненными ценностями он счита­ет семейную преданность близким, постоянство в дружбе. Отличается красотой, здоровьем:

И

Раму народ возлюбил, и Айодхьи владетель

За то, что сияла, как солнце, его добродетель.

С самого раннего возраста Рама проявляет себя как доблестный воин, ведь славную земную жизнь и блаженство на небесах ему предвещает знамени­тый подвижник святой Вишвамитра. Вишвамитра обращается к царю Дашаратхе с просьбой от­пустить с ним Раму. Рама должен был защитить его лесную обитель от бесчинства ракшасов.

Юный Рама силен и отважен: по дороге в оби­тель он убивает ракшаси Тараку, «злобную и мощную, словно тысяча взбесившихся слонов». В награду Вишвамитра преподносит доблестно­му юному воину волшебное оружие богов: оно является на поле боя по желанию обладателя и всегда приносит победу. Описание детства и юно­сти Рамы полно упоминаний о том, как он совер­шенствует свое военное искусство:

Слонов обучал и коней объезжал он по-свойски.

Дружины отцовской он был предводитель

Геройский.

Столкнув колесницы в бою иль сойдясь

В рукопашной,

Ни богу, ни асуру не дал бы спуску бесстрашный.

Много лет он проводит в лесу, в изгнании, оде­тый в отшельническое платье. Он непрестанно вступает в поединки с чудовищами-ракшасами, враждебными царями, обнаруживая не слабеющий воинский дух.

Источником доблести Рамы является неутоли­мая жажда славы, для него страшна не смерть, но бесславная жизнь: «смерть на поле боя… ис­полнена славы, и человек, умерший такой смер­тью, наслаждается вечным блаженством». Безус­ловное мужество, стремление к незапятнанной славе создают неписаный кодекс чести. И посто­янная забота об охране собственной чести явля­ется главным стимулом его поведения. Часто это стремление и забота ставят героя перед роковой альтернативой, заставляют его выбирать суля­щий ему бедствия, но достойный в его понима­нии жребий. Так, Рама добровольно уходит в из­гнание, не желая нарушить слово своего умерше­го отца, при этом отказываясь от престола и жиз­ни повелителя богатой страны: «Ведь, умирая, отец не отменил, да и не в силах был отменить свою волю.

Он связан был обещаньем, данным Кайкейи. И ныне я повинен исполнить приказ родителя». Подчеркивая несправедливость, жер­твой которой становится Рама, поэма повествует о великом горе всех жителей Айодхьи.

Жители столицы уходят в лесные пустыни, чтобы пре­даться подвижничеству и молитвам о Раме и его спутниках.

Среди оскорблений чести, которые не спосо­бен снести эпический герой, худшее — оскорбле­ние его жены. И не случайно посягательство на возлюбленную Рамы, ее похищение становятся основной пружиной эпического сюжета. В поис­ках Ситы Рама преодолевает многие препят­ствия, взбодренный словами престарелого царя ястребов Джатайю.

На помощь Раме приходит царь обезьян Сугрива, но просит в обмен на свои услуги избавиться от угрозы смерти, помочь убить Валина и вернуть утраченное царство. В битве с Валином Рама проявляет свое воинское умение, хитрость и выносит справедливое реше­ние. Дело в том, что братья Сугрива и Валин были очень похожи друг на друга. Рама просит Сугриву надеть цветочную плетеницу и вызывает Ва­лина на бой. Стрела Рамы поразила Валина в са­мое сердце.

Умирающий царь обвиняет Раму в подлости: он выстрелил из засады во время боя двух братьев. Однако Рама объясняет, что дей­ствовал он справедливо, ибо Валин первым пре­ступил закон, изгнав Сугриву и отняв у него дом и жену. В этом эпизоде, как и во многих последу­ющих, Рама проявляет толерантность к повер­женному противнику, подчеркивая его мужество и воинскую доблесть: «Валин обрел заслуженное им в этой жизни, а быть может, — и в предыду­щих рождениях; он пал на поле битвы как доб­лестный муж и, несомненно, достигнет неба».

Раскрывается в поэме и природное красноре­чие Рамы. Его слова о поре дождей, осени напол­нены поэтической красотой, а картины природы, в сущности, — «пейзаж души»:

Тоской переполнено сердце! Любовных услад же,

О младший мой брат и потомок великого раджи,

Я жажду, как ливня — цветущие ветви кутаджи.

Финал поэмы подчеркивает безупречность ге­роя. Рама нашел Ситу, убил Равану; в мире воца­рилось добро. Но на этом злоключения и страда­ния героя не заканчиваются.

Узнав, что его под­данные подозревают Ситу в неверности, Рама от­сылает Ситу в лес. Снова долгие годы проходят в разлуке. И даже тогда, когда супруги вновь встре­чаются, когда сам мудрец Вальмики убеждает Раму в невинности супруги, он продолжает ко­лебаться, и Ситу поглощает Мать-Земля.

Со вре­менем Рама передает царство сыновьям и стано­вится подвижником. Так он живет, пока смерть не избавляет его от телесного облика. Вскоре Рама возносится на небо, где соединяется с Ситой навсегда.




На тему: ОБРАЗ РАМЫ