На тему: образ разночинца демократа
Пережив дворянскую эпоху, Россия вступает в эпоху разночинско-демократическую. В литературе этот тип отражен многими писателями: к разночинцам-демократам принадлежат тургеневский Базаров, герои стихотворений Некрасова, его же Гриша Добросклонов, герои романа Чернышевского «Что делать?» Раскольников Достоевского и многие другие. Общей чертой этих фигур было не только социальное происхождение, но и ряд более существенных психологических черт. Во-первых и главное: все они стоят гораздо ближе к народу, нежели герои — дворяне, лучше
Во — вторых, все герои-разночинцы вынуждены с ранних лет добывать себе кусок хлеба собственным трудом; всем им присуща, по словам Некрасова, «привычка к труду благородная». Вследствие этого они гораздо более деятельны, чем дворяне, причем эта деятельность не головная, не выдуманная, а самая насущная, жизненно необходимая. Надо отметить и то, что все герои-разночинцы так или иначе находятся в оппозиции к существующему строю и не прочь были бы его изменить.
На этом сходство кончается и начинаются различия. Вокруг образа нового героя времени велась активная полемика,
Отсюда и разница в трактовке этого характера.
Едва ли не первым создал цельный и полнокровный образ разночинца-демократа Тургенев в романе «Отцы и дети». С его же легкой руки разночинцы-демократы получили и название «нигилистов», то есть людей, все отрицающих. Будучи не только по происхождению и образу жизни, но и по убеждениям либеральным дворянином, Тургенев, естественно, глядел на своего героя несколько со стороны и подметил в нем совершенно определенные стороны характера.
На протяжении 50-х годов Тургенев искал героя-деятеля, который заменил бы героя — созерцателя. Поиски эти проходили в среде дворянства и не дали положительных результатов. Разочаровавшись в дворянстве как передовом классе, Тургенев нашел своего героя в разночинце-демократе, но этот герой, по выражению Писарева, «не очень-то ему понравился».
Разумеется, Тургенев отдает должное силе характера Базарова, его личному мужеству, цельности его личности, уверенности в своих силах, а главное — его желанию и умению работать, а не только произносить хорошие слова. Но разночинец-демократ оказался намного грубее тех дворянских типов, к которым привык Тургенев, и это не могло не сказаться на эмоциональном освещении и оценке этого характера в романе. Для Тургенева характер разночинца-демократа был наполнен прежде всего непомерным самолюбием и гордыней.
Базаров принимает лишь то, что приятно его «ощущениям», и начисто отвергает все, чего он не понимает, с высокомерием говоря о таких далеких от него вещах, как искусство, культура, уважительное отношение к женщине и т. п. Все это он называет «романтизмом», «вздором». Малая степень духовности — вот что волнует Тургенева в молодом поколении. Понятно, что Базарову негде было приобрести высокую духовную культуру, но Тургенева настораживает тот факт, что у его героя в такой культуре и нет потребности. Базаров — материалист, причем материалист вульгарный, в ряде случаев скатывающийся к цинизму.
Этим обусловлена и душевная драма Базарова в романе: он «с отвращением сознавал романтика в самом себе», поскольку жизнь берет свое, а жить человеку, превыше всего ставящему свои «ощущения», вообще нелегко, особенно когда он сталкивается с таким поэтическим и романтическим явлением, как любовь. Эмоциональная оценка Базарова в романе получилась двуплановой, и это вызвало протест как либералов, так и революционных демократов. Кажется, никто, кроме Писарева, не одобрил и не принял тургеневского Базарова, хотя Тургеневу и удалось во многом очень верно и точно обрисовать сущность характера «нового человека».
В полемике с тургеневским образом строит характеры разночинцев-демократов Чернышевский в романе «Что делать?». Ему было важно прежде всего показать, что «новые люди» — это люди вполне обыкновенные, но в то же время действительно новые. Весь роман Чернышевского направлен на то, чтобы доказать: Тургенев исказил образ разночинца — демократа, а на самом деле это очень хорошие люди, у которых материалистические убеждения и «разумный эгоизм» не перерастают в цинизм, а наоборот, заставляют всемерно заботиться о благе ближнего. Герои Чернышевского — это прежде всего очень чуткие и отзывчивые люди, которым хорошо только тогда, когда и всем остальным хорошо. В их жизни есть место и искренней, чистой любви, и поэзии, и делу, и науке, они живут нормальной человеческой жизнью, только возникающие нравственные проблемы решают по-своему: на началах разума, а следовательно, вернее и проще, чем предшествующее поколение, опутанное предрассудками.
Нельзя не заметить — да Чернышевский этого и не скрывает, — что автор очень любит своих героев и хочет, чтобы их полюбили читатели. Однако, рисуя повседневную жизнь Лопухова, Веры Павловны, Кирсанова, показывая, что эту жизнь новые люди способны устроить счастливо и разумно, Чернышевский не забывает о главном: его герои живут не только для своего собственного настоящего, но и для будущего, потому что желают не уютного мещанского покоя, но счастья всем людям. Для них «просто по-человечески» — «я чувствую радость и счастье» — значит: «мне хочется, чтобы все люди стали радостны и счастливы».
В наибольшей степени эта мысль воплотилась в фигуре Рахметова, которого Чернышевский делает собственно революционером, тем самым проявляя скрытую в повседневности сущность «новых людей».
Близок к Чернышевскому в понимании разночинцев-демократов и Некрасов. Он тоже видит в них истинных героев времени, наиболее прогрессивных людей, «народных заступников». Этот мотив социальной борьбы за народное счастье — главный в трактовке Некрасовым разночинцев-демократов.
Но одновременно Некрасов, в отличие от Чернышевского, видит судьбу этих лучших людей времени скорее в трагических, нежели в оптимистических тонах. Разночинец-демократ для него — в первую очередь человек, который сознательно жертвует собой ради народного счастья в будущем. Этим мотивом добровольной жертвы исполнены многие стихотворения Некрасова. В стихотворении «Памяти Добролюбова» Некрасов пишет: «Учил ты жить для славы, для свободы, / Но более учил ты умирать». В других произведениях поэта звучит тот же мотив: «Жить для себя возможно только в мире, / Но умереть возможно для других!».
Думая о будущей судьбе Чернышевского в стихотворении «Пророк», Некрасов предвещает: «Его еще покамест не распяли, / Но час придет — он будет на кресте». И своему любимому герою Грише Добросклонову в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов предрекает «путь славный, имя громкое / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь».
На тему: образ разночинца демократа