На тему: Образ русской женщины в лирике Некрасова
Образ русской женщины в лирике Н. А. Некрасова
Образы русских женщин занимают большое место в русской классической литературе XIX века. Все лучшие национальные черты, поэзия русской жизни воплощены прежде всего в женских образах. Это и Светлана из одноименной баллады В. А. Жуковского, и пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина», и тургеневская Лиза Калитина, и Катерина из «Грозы» А. Н. Островского, и Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, трагические и прекрасные героини Лескова.
Эта линия нашла свое продолжение в
Особое место в этом ряду принадлежит женским образам Н. А. Некрасова. Даже на фоне общей традиции поэзия Некрасова поразительна по своей сосредоточенности на судьбах и ликах «женщины русской земли». Не случайно Некрасова называли «певцом женской доли».
Женский образ как бы вобрал в себя главную некрасовскую тему — тему народной, крестьянской России, приобретая
Некрасов вошел в наше сознание прежде всего как певец крестьянства. И образы русских крестьянок, бесспорно, весьма важны для раскрытия народной темы. Примечательно, что стихотворение «В дороге», которым восхищался Белинский, посвящено именно женской судьбе. Его героиня получила дворянское воспитание и, вновь брошенная в родную среду, выданная замуж за ямщика, страдает и гибнет.
Не менее драматичной видится поэту судьба крестьянской девушки — героини «Тройки»: она увянет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное, животное существование.
Тема города многогранно раскрыта в лирике Некрасова, и «женский лик» капиталистического Петербурга — один из наиболее ярких и трагических. Лирический герой Некрасова не может забыть женщину, которую когда-то встретил и полюбил на самом дне городской жизни. В стихотворении в ужасающих подробностях раскрыта пушкинская тема: «Бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!» Герой и героиня Некрасова унижены бедностью до последней степени: умирает ребенок; «принарядившись, как будто к венцу», она уходит, вынужденная торговать своим телом, чтобы купить «гробик ребенку и ужин отцу». В стихотворении «Маша» жертвой становится муж: он убивается на работе день и ночь, чтобы купить ласковый взгляд своей молодой жены…
Одно из поздних стихотворений на городскую тему — «Утро» — также начинается со строк, обращенных к женщине: «Ты больна, ты страдаешь душой».
Особое место в лирике Некрасова занимает так называемый панаев — ский цикл. Его героиня — реальная женщина, А. Я. Панаева, возлюбленная поэта, глубокое чувство к которой он пронес до самой смерти. В одной из предсмертных элегий он с досадой и горечью восклицает:
Зачем же ты в душе неистребима,
Мечта любви, не знающей конца?
Усни… Умри!..
Лирическая героиня «панаевского цикла» — существо противоречивое, сложное. Ее любовь приносит поэту несказанное блаженство, дает силы для борьбы с судьбой:
…С тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу,
И вперед — в это темное море —
Без обычного страха гляжу.
Но отношения героев сложны, они сопровождаются взаимной нервозностью, депрессией — и вот уже поэт восклицает:
Ее не стоило любить,
Ее не стоит ненавидеть,
О ней не стоит говорить!
Один из наиболее ярких женских образов в лирике Некрасова — образ матери. Культ матери, рано умершей, но не забытой, занимает огромное место в жизни и творчестве поэта. К ней он обращается в самые тяжелые минуты, у нее ищет опоры и заступничества; это к ней обращены знаменитые строки из поэмы «Рыцарь без страха»:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!
Мать-родина, Россия-матушка… Эти формулы пришли в нашу жизнь из творчества Некрасова, это он провозгласил равновеликость двух основных для каждого человека понятий. В пронзительном стихотворении «Внимая ужасам войны» Некрасов создал потрясающий образ материнского горя.
Мать, оплакивающая погибшего на войне сына, уподоблена «плакучей иве», и это не случайно: женские образы часто слиты у Некрасова с природой, этим утверждается их сопричастность чуду жизни вообще. Рассказ Орины о замученном солдатчиной сыне — «горя реченька бездонная» — кажется понятным, современным и сейчас.
Сама муза Некрасова — тоже русская женщина. В программном стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» поэт сравнивает ее с истязаемой крестьянкой; а в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей… согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».
Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве.
На тему: Образ русской женщины в лирике Некрасова