На тему: ОБРАЗ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО

В романе Л. Толстого «Война и мир» действует более пятисот героев. И одним из самых колоритных и запоми­нающихся персонажей произведения является старый князь Болконский. Л. Толстой говорит о нем: «Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обще­стве прусский король, с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компань­онкой.

И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что

ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно». О мировоззрении своего героя писатель пишет: «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Для развития главных добродетелей в своей дочери, княжне Марье, старый князь Болконский сам «давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях».

Сам князь презирал праздный образ жизни, а потому «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики,

то точением таба­керок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Старый князь Болконский — расчетливый хозяин. Все дела он «делал обдуманно, неторопливо и в высо­чайшей степени аккуратно, хотя он сам никогда не до­ходил до подробностей и непосредственно не наблюдал ни за чем. Все делалось из кабинета через управляю­щего, архитектора и т. п.»

Ярким примером распорядительности типичного крепостника является факт, который подается писате­лем как будто мимоходом: одна из принадлежащих старому князю Болконскому деревень в двести душ была «отряжена на подвоз камня и битья кирпича, и работы эти продолжались восемнадцать лет».

В своей повседневной жизни и деятельности ста­рый князь придерживается «стройного распорядка», который «ничто не могло нарушить». «В точно назна­ченное время старый камердинер князя — Тихон — пустил князя Андрея в кабинет отца». Ни минутой раньше! И это несмотря на то, что в тот день князь Ан­дрей уезжал в действующую армию.

В подобных сценах старый князь предстает перед нами черствым, взбалмошным и почти жестоким ста­риком. Он кажется чересчур строгим и суровым не только по отношению к своим детям, но и к окружаю­щим. Однако Л. Толстой делает по этому поводу следу­ющую оговорку: «С людьми, окружавшими его, от до­чери до слуг, князь был резок и неизменно требовате­лен, и потому не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добить­ся самый жестокий человек». Просто старый князь Болконский придерживался того мнения, что «главное условие для деятельности есть порядок», а потому этот «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Старый кадровый военный, он не знал иных принципов взаимоотношений, кроме как по­строенных на грозных командирских окриках и посто­янных взбучках подчиненным.

Отголосок прошлой ар­мейской службы с ее строгим распорядком заметен также в том, что выходы старого князя «к столу совер­шались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту».

Строгость, требование «стройного распорядка», до­веденного «до последней степени точности», отступают как бы на второй план после того, как старого князя Болконского назначают главнокомандующим по ополче­нию. Определяющими в его жизни становятся бескоры­стный патриотизм и беззаветное служение родине. Ста­рый князь, «несмотря на старческую слабость… не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его».

Еще более преображенным становится старый князь Болконский после получения тревожного известия о вторжении в пределы России французской армии. Мы видим, насколько сильны в нем чувства долга и воинской чести. Узнав, что французы вступили в Смоленск, он на­отрез отказывается покинуть родовое имение и даже пы­тается вооружить своих слуг и крестьян, чтобы встре­тить врага по-русски. Но судьба распоряжается иначе, и старый князь Болконский, разбитый параличом, уми­рает на руках своей дочери княжны Марьи.

Его смерть накануне Бородинской битвы как бы символизирует от­мирание старой России с ее старыми порядками. На них должны возникнуть новые отношения обновленной Рос­сии, которая будет принадлежать молодым силам.




На тему: ОБРАЗ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО