На тему: ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ»
Повесть «Ася» пронизана светом, торжеством юности, расцветающей природы. Праздничный, сказочно-прекрасный городок 3., серебристо-золотой Рейн; багряный закат. Серебро, золото, пурпур, насыщенный блеском воздух; Ася, облитая солнечным светом… Именно в такой сказочной обстановке впервые увидел главный герой повести г-н Н. Н. Асю. Увидел и понял, что столкнулся с необъяснимым чудом, необыкновенной тайной, разгадать которую ему так и не удалось.
В чем же кроется секрет очарования и привлекательности образа Аси?
Уверенно можно утверждать,
Черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши». Ася не могла находиться в состоянии покоя и часто смеялась «престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову». Как видим, в ее облике было много детского, как, впрочем, и в
Трудно найти логическое объяснение ее странным поступкам: вспоминается случай на развалинах. Ася, словно козочка, карабкалась по развалинам со стаканом в руке с единственной целью — полить цветы, растущие на древних стенах. Движения ее были легкими и ловкими, но девушка, несомненно, играла.
На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала: «Вы находите мое поведение неприличным, — казалось, говорило ее лицо, — все равно: я знаю, вы мной любуетесь». Но в этот же момент происходит преображение изменчивого лица девушки. На смену детскому очарованию приходит сосредоточенное, почти печальное выражение.
Объяснение странного поведения девушки появляется несколько позже. Тайну происхождения Аси г-ну Н. Н. раскрывает ее брат. У Аси своя судьба, свое прошлое — незаконнорожденной дочери дворянина.
Ее мать, бывшая горничная, не считала возможным для себя соединить судьбу с барином. Но после кончины матери отец взял девочку к себе на воспитание. Он стал ее учителем и наставником, хотя его воспитание было своеобразным.
Девочке была предоставлена полная свобода, так как отец в душе всегда считал себя перед ней виноватым. «Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела заставить целый мир забыть ее происхождение». После смерти отца воспитание тринадцатилетней девочки полностью легло на плечи ее двадцатилетнего сводного брата.
Брат поместил ее в один из лучших пансионов. В пансионе, вдалеке от родного и любимого человека, по-настоящему проявляется характер Аси. Честность, бескомпромиссность — вот основные качества человека, считающего, что лесть и трусость — самые дурные пороки.
Конечно, манеры девушки стали лучше, училась она прекрасно, лучше всех, но «никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…». Дружила она в пансионе только с одной некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные приятельницы, большинство из которых принадлежали к хорошим фамилиям, не любили Асю, язвили, старались уколоть как только могли.
Исследователи творчества Тургенева отмечают, что повесть, особенно страницы, посвященные Асе, проникнута поэзией искренности, душевной открытости. В первую очередь связано это с тем, что основана повесть на биографическом факте, дорогом самому автору. История детства героини, незаконнорожденной дочери дворянина, напоминает судьбу Полины, дочери самого Тургенева, сначала воспитывавшейся в имении его матери, а затем в семье Полины Виардо.
Но самый облик Аси скорее напоминает Анну, дочь дяди писателя и крепостной крестьянки: «Помните ли вы маленькую, очень своеобразную… девочку, о которой я вам говорил в одном из моих писем? — спрашивал Тургенев Полину Виардо. — Представьте себе самое хорошенькое маленькое личико, какое только можно видеть; черты лица невероятной тонкости, прелестную улыбку и глаза, каких я никогда не видывал, глаза взрослой женщины, то кроткие и ласкающие, то острые и наблюдательные… Она много размышляет и никогда не хитрит; поразительно, с какой инстинктивной прямотой ее маленький мозг движется к истине…» Несомненно сходство этого портрета-воспоминания с образом героини повести, о которой Тургенев чуть ли не этими же словами скажет: «все ее существо стремилось к правде…»
Философия отречения была внутренне чужда Тургеневу, горячо любившему жизнь. Напротив, писатель проповедовал бескомпромиссность, полноту и честность чувства. Ася сполна обладала этими качествами.
По словам брата, она — это настоящий порох: «мы с вами… и представить не можем, как она глубоко чувствует, и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза».
Если Ася полюбит, то навсегда. Ей нужен герой, необыкновенный человек. Таким необыкновенным в ее воображении предстал г-н Н. Под влиянием чувств, не ведомых доселе, преображается все ее существо.
Детскость и непосредственность исчезают. Меняется само выражение ее лица: «взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул».
Обстоятельства вынуждают Асю быть сильной и решительной, тем более что поддержки от возлюбленного она получить не могла : «Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась.
Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!» Девушка принимает, безусловно, правильное решение — уехать, навсегда забыть о том, кто так волнует и тревожит ее сердце.
Г-н Н. Н. не способен удержать Асю. Сердце его открыто всем высоким чувствам, ему доступно чувство красоты, он артистичен, тонок, глубоко порядочен, но не отягчен серьезной жизненной целью, горячей непреклонной волей.
Странная привлекательная девушка с ее огненной головой, с ее прошлым, с ее воспитанием пугала уравновешенного, благополучного юношу. Но именно эти качества заставляют каждое новое поколение читателей восхищаться и любоваться бессмертным образом «тургеневской девушки».
На тему: ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ»