На тему: ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» навеки во­шла в сокровищницу русской классической ли­тературы. Произведение будет актуальным во все времена, во всяком случае, пока будет существо­вать русская нация. Мастерство писателя прояви­лось в тонкой наблюдательности, благодаря ко­торой он изобличил нравственные и социаль­ные пороки, охватившие все слои русского обще­ства. Орудием изобличения в руках писателя стал ловкий и пронырливый Хлестаков. Так кто же он, Хлестаков, ловкий мошенник или «сани­тар» нравственных устоев?

Попробуем разо­браться.

Внешность

Хлестакова ничем не примечатель­на. Об этом мы узнаем из авторской характерис­тики персонажей: «это молодой человек лет двад­цати трех, тоненький, худенький». Одет по моде, но особым умом не блещет: «без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях на­зывают пустейшими».

Невнимательный, болтли­вый: «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Автор совету­ет актеру, исполняющему эту роль, показать как можно больше чистосердечия и простоты.

О Хлестакове мы узнаем из уст другого персо­нажа, слуги Осипа. По авторскому замыслу Осип

намного умнее своего барина, а потому предпо­читает большей частью молчать. Но именно бла­годаря Осипу сразу, в один миг, развеиваются чи­тательские сомнения по поводу того, кем на са­мом деле является Хлестаков. Мелкий чиновник, разбалованный столичною жизнью. Деньги зара­батывать не умеет, но присланное батюшкой тра­тит мгновенно: «пошел кутить: ездит на извоз­чике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толку­чий продавать новый фрак».

Хлестаков живет одним днем. Сегодня есть деньги — сегодня есть лучшая еда, одежда, веселые развлечения. Сегод­ня ему хорошо, а о том, что будет завтра, он ду­мать не хочет.

К тому же Хлестаков увлекается азартными играми.

Вот и в этот раз, оказавшись в незнакомом го­роде без средств к существованию, Хлестаков тре­бует к себе внимания и почитания. Вспомним явление VI, в котором Хлестаков унизительно выпрашивает обед. Его не устраивает, что при­несли всего два блюда, что нет соуса. Он искрен­но удивляется, почему к нему не относятся так же, как и к другим постояльцам.

Мысли Хлеста­кова сосредоточены на одной проблеме: «Ужас­но, как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, — нет, черт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не по­кутил, стало бы денег доехать домой».

Проблема существует, но решать ее он явно не собирается, довольствуется тем, что дают.

Можно с уверенностью утверждать, что Хлес­таков и дальше бы продолжал голодать, если бы группа городских чиновников не приняла его за высокопоставленного гостя из столицы, ревизо­ра. Появление городничего просто обескуражи­ло Хлестакова. Он вспоминает свои прегрешения и боится в этот момент единственного — попасть в тюрьму: «Нет, не хочу! Я знаю, что значит быть на другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да ка­кое вы имеете право?

Да как вы смеете?» Но вме­сте с этим не забывает прихватить денежки, пред­ложенные городничим.

Глупость Хлестакова не знает границ, впро­чем, и самоуверенность тоже. Он уверен, что пол­ностью заслуживает такого радушного приема: «Мне очень нравится ваша откровенность и ра­душие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего не требовал, как только оказывай мне преданность и уважение, уважение и преданность».

Оказавшись в обществе приятных дам, Хлес­таков разливается соловьем. Фантазия его не ог­раничивается только воспеванием своих заслуг, общественной важности своей деятельности, пре­дельной скромности. С Пушкиным он, например, на дружеской ноге. Его несуразный монолог мог впечатлить разве что человека, совершенно дале­кого от жизненных реалий.

Но если бы не было благодарных почитателей лгуна Хлестакова, вряд ли ему удавалось дурачить окружающих столь долгое время!

Авторская характеристика Хлестакова полно­стью реализуется в репликах и монологах персо­нажа. Отрывистая речь, бессмысленные фразы: «О! Я шутить не люблю. Я им всем задал остраст­ку. Меня сам государственный совет боится.

Да что, в самом деле? Я талант! Я не посмотрю ни на кого…»

В четвертом действии раскрываются новые способности Хлестакова. Он выступает как про­фессиональный психолог. Конечно же, требуя денег у чиновников, Хлестаков говорит в первую очередь о своих проблемах. Судье Аммосу Федо­ровичу, вспоминая свои прегрешения, говорит, что суд уже не нужен. Почтмейстера уверяет, что главное в жизни — искренняя, даже незаслужен­ная, любовь окружающих.

Луке Лукичу намека­ет на некую любовную историю. Артемию Филип­повичу предлагает записать свои подозрения на листе бумаги. Но во всех случаях Хлестаков интуитивно чув­ствует, что эти люди торгуют своими тайными пороками, готовы оплатить все свои прегреше­ния.

Откровения чиновников, радушный прием наконец открывают Хлестакову глаза на истинное положение вещей: «Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли. Экое дурачье!» Глупость и жадность Хлестакова безграничны. Пересчитывая «заработанное», он принимает ре­шение написать обо всех своих злоключениях зна­комому журналисту.

И только слуга Осип реаль­но оценивает ситуацию, предлагая барину тотчас же покинуть гостеприимных хозяев.

Но приключения Хлестакова продолжаются. На поклон к защитнику интересов и прав обижен­ных, каким предстает в их воображении Хлеста­ков, начинают приходить местные жители. Хле­стаков не упускает случая отхватить свои бары­ши.

Чиновники, которые казались ему некоторое время назад добрыми людьми, теперь в его устах становятся мошенниками, разбойниками. С да­мами, которым он накануне «рекламировал» свою личность, Хлестаков ведет себя развязно. Не зная, кого выбрать, мать или дочь, молодой раз­гильдяй предлагает по очереди выйти замуж обе­им.

Вот таков Хлестаков. Конечно же, он мошен­ник, плут, лентяй, гуляка, но очевидно, что и среда, воспитавшая Хлестакова, в равной степе­ни заслуживает осуждения.




На тему: ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА