На тему: ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА В САТИРИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к жан­ру сатирической комедии. В ней в смешном свете вы­ставлены явления, которые далеко не всегда кажутся смешными, в первую очередь пороки отдельных людей и общества в целом. Часто этот способ привлечь вни­мание людей к какой-либо проблеме является самым действенным или вообще единственным.

Каких же тем коснулся автор в своей пьесе?

Комедия целиком посвящена провинциальной жиз­ни и ее проблемам. Автор представил целый ряд кари­катурных образов жителей маленького городка. Это и чиновники-взяточники,

и чиновники-воры и пьяни­цы, и «провинциальные кокетки», и мошенники-купцы, и просто обыватели. Одни из них, такие как городни­чий Сквозник-Дмухановский или смотритель богоугод­ных заведений Земляника, вызывают возмущение и неприятие; другие, как Анна Андреевна, жена город­ничего, — смех; третьи, суетливые, глуповатые Боб­чинский и Добчинский, — снисходительную улыбку.

Надо отметить, что ярко выраженных положительных персонажей в комедии нет.

Чтобы как можно более полно показать проблемы и пороки провинциального городка, характерные для всего общества, Гоголь изображает его в тот момент,

когда все взбудоражены тревожной новостью: едет ре­визор из самого Петербурга. В ожидании важного лица местные чиновники изо всех сил пытаются изобрести способы избежать уличения во множестве нарушений. Ведь среди них «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов».

Именно в этот момент на сцене — и в городке — появляется чиновник из Петербурга Иван Александ­рович Хлестаков. «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький» — вот так описывает Го­голь его внешность в «Замечаниях для господ акте­ров».. В конце посвященного ему абзаца добавляет: «Одет по моде». Каким же впервые видят Хлестакова напуганные известием о ревизоре жители городка? «Недурной наружности, в партикулярном платье, — рассказывают увидевшие его первыми в трактире Бобчинский и Добчинский, — ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение».

Сразу понятно, что своим серьезным видом и модным костюмом он произ­вел на провинциалов огромное впечатление. Удивле­ние и беспокойство вызвала у приятелей-помещиков новость, что столичный незнакомец третью неделю не платит трактирщику денег. И уж совсем напугало их то, как внимательно он заглядывал к ним в тарелки.

Неудивительно, что после такого известия все приня­ли Хлестакова за ревизора и поспешили оказать ему должное почтение.

Гоголь описывает юного Ивана Александровича как человека «приглуповатого». Однако у него хватает ума воспользоваться ситуацией, хотя в действительности ревизором он никогда не был. Кто же он на самом де­ле? «Елистратишка простой», который из-за своей не­умеренной любви к азартным играм остался в дороге совсем без денег — проигрался в карты случайному знакомому, пехотному капитану.

И в этом весь Хлеста­ков. Автор говорит о нем: «без царя в голове»; мы бы назвали его легкомысленным и безответственным че­ловеком. К тому же ситуации, в которые попадал мо­лодой человек, ничему его не научили.

Вспоминая об­чистившего его капитана, Хлестаков вздыхает: «Страх хотелось бы с ним еще раз сразиться».

Такое случилось с ним далеко не впервые. По сло­вам его старого слуги Осипа, с таким хозяином «иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с го­лоду». Присланные отцом деньги Иван Александрович беззаботно растранжиривает за неделю, а потом посы­лает Осипа «на толкучий продавать новый фрак». В чем причина такого положения?

Мудрый старый слуга считает, что это «оттого, что делом не занимает­ся: вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

Вот такого человека приняли провинциальные чи­новники за строгого ревизора. В петербургских канце­ляриях, по словам Гоголя, таких людей называли «пус­тейшими», но здесь никто не смог разглядеть и понять Хлестакова: его столичный лоск и манеры вкупе со страхом перед дотошной проверкой городских дел за­ставили всех относиться к Ивану Александровичу с почтением.

И он не упустил возможности поправить свои дела за чужой счет. Не понимая сразу, за что ему оказыва­ют почести, Хлестаков, тем не менее, воспользовался этим и тут же наделал множество долгов. Занимая деньги, он говорил каждому: «со мной странный слу­чай: в дороге совершенно издержался», долг же обе­щал «тут же выслать из деревни». На деле же вряд ли этот транжира вернул бы деньги: слишком легко и слишком большие суммы он брал.

Правда, горожане были искренне уверены, что в такой форме дают взят­ку должностному лицу.

Однако Гоголь описал Хлестакова не только тран­жирой, но и обманщиком. Стараясь добавить себе зна­чительности в глазах провинциалов, юный Иван Алек­сандрович, вдохновленный всеобщим вниманием, на­чал сочинять небылицы о собственной важности и незаменимости, богатстве, талантах. Впрочем, наивные горожане были только рады поверить всем его словам, ощущая, быть может, и собственную значимость, отто­го что к ним приехал такой человек. В доме городниче­го, куда был приглашен Хлестаков, его ожидали с вол­нением: «он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял».

Глуповатому болтуну сложно было не воспользоваться положением «столичной штучки» — слишком сильным оказалось искушение. И, путаясь в наспех придуманных подробностях, Хлес­таков пустился в рассказы и о своей жизни в Петер­бурге, и о приятельских отношениях с самим Пушки­ным, и о том, как его приняли за главнокомандующего: «солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружь­ем». Дальше — больше, и вот Иван Александрович, ув­лекшись, стал рассказывать, как министры просятся к нему на прием, а многочисленные подчиненные при виде его дрожат от страха.

А по ходу приписал себе несколько книг, многие из которых наверняка даже не читал. В конце концов легковерные провинциалы боя­лись сидеть в его присутствии, зато не стеснялись при­знаться друг другу: «В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху».

Пользуясь своим положением, Иван Андреевич по­пытался и развлечься, ухаживая одновременно за же­ной и дочерью городничего. Он признался в любви обе­им и у обеих попросил руки, собираясь не жениться, а только развлечься.

Вообще кажется странным, что до самого конца пьесы этого зарвавшегося вруна так никто и не разоб­лачил. Хотя сбежать он успел в последний момент. Страшно даже представить, что сотворили бы с само­званцем горожане, хотя они и были обмануты только потому, что сами хотели обмануться. Хлестакова спас все тот же Осип, который, в отличие от барина, сразу понял, в чем дело. Он-то и убедил хозяина уехать.

Сам Иван Александрович вряд ли сумел бы вовремя оста­новиться, а в его безудержное вранье, все более не­правдоподобное, скоро перестали бы верить даже на­ивные Бобчинский и Добчинский, не говоря уж о более проницательных чиновниках. Так что даже без письма приятелю в Петербург, которое он так неосмотритель­но написал, а почтмейстер так осмотрительно вскрыл, Хлестаков получил бы в провинциальном городке по заслугам.

Вот такой образ столичного чиновника нарисовал автор — образ глупого, хвастливого, бесталанного и бе­зответственного пустомели. Хотя в пьесе нет полно­стью положительных героев, каждый из персонажей чем-то вызывает симпатию. Каждый, кроме Хлестако­ва.

Он может вызвать только отрицательные эмоции — возмущение или даже брезгливость.

Возникает вопрос: зачем Гоголь создал Хлестако­ва? Кого пытался выставить в смешном свете? И ко­му адресована пословица, которую он взял эпигра­фом к комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?




На тему: ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА В САТИРИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»