На тему: Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»

Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со «Скифами». Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство. Христианство — новая эра, новая страница в истории человечества, и она связана с именем Христа. Октябрьская революция тоже открыла новую страницу,- значит и теперь

должен быть какой-то свой Христос, который олицетворял бы новое направление жизни.

Вскоре после завершения «Двенадцати» Блок написал статью о «римском большевике» Катилине ; в статье есть такие слова: «В его время подул тот ветер, который разросся в бурю, истребившую языческий старый мир. Его подхватил ветер, который подул перед рождением Иисуса Христа, вестника мира». . Иисус Христос в поэме Блока ничего общего не имеет с Христом церкви и богословов: он — символ святости революции, а не бога.

В работах о Блоке возник спор: для кого Христос — для Блока или для красногвардейцев? То есть — если

Блок не был верующим, то городская голытьба, выступившая на борьбу со старым миром, не рассталась еще с верой в бога. Но ведь для Блока было важно и героев поэмы связать с его пониманием Христа. И суть дела не только в том, что и Блок и красногвардейцы ненавидят попов, но и в том, что герои отвергают и Христа.

Блок сознательно подчеркивает безверие своих героев. В этом может убедить, в частности, сопоставление разных вариантов поэмы.

Так, в черновых набросках было:

— Эх, вьюга какая, спасе! — Где ты спаса видел, Вася? Вопрос мог быть истолкован двояко — и как насмешка над Васей, и как заинтересованность — где же он, этот спас? В окончательном варианте — уже чистая насмешка, больше того — упрек Петьке: — Ох, пурга какая, спасе! — Петька!

Эй, не завирайся От чего тебя упас Золотой иконостас?

Строка. «И идут без имени святого» в черновом варианте звучала иначе: «И идут без имени и слова». Как видим, и здесь поэт решил подчеркнуть безверие красногвардейцев. Ценность поэмы «Двенадцать» заключается в том, что в ней дано сатирическое обличение старого мира и вдохновенно воспет революционный подвиг народа. Поэма устремлена в будущее. В ней нет ни одной фальшивой ноты, что дало Горькому основание высоко оценить ее.

Характеризуя романтическую литературу как «верующую в завтрашний день», сквозящую «сиянием будущего», Горький писал: «Современный литератор должен быть романтиком и писать примерно так, как написана поэма Блока «Двенадцать», произведение, которое не позволяет рассматривать себя с точки зрения хулы или хвалы действительности».

Жизнь сразу же сказала свое веское слово о поэме. Ряд ее строк стал революционными лозунгами, на домах Петрограда висели плакаты со стихами из «Двенадцати»:

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем… Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

Поэму издают во многих городах страны — не только в Петрограде и Москве, но и в Киеве, Тифлисе, Баку, Одессе, Харькове, Чите и др.

; в районах, захваченных белогвардейцами и интервентами, она распространялась как прокламация. Интересен и такой факт. В 1922 году в г. Сумы возникла первая пионерская организация. Задумались дети, как ее назвать.

Один из пионеров воскликнул: «Вот я прочитал недавно в красноармейской газете, которую дядя привез с фронта: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем!» После небольшой дискуссии приняли решение: «Назовем наш союз «Мировой пожар раздуем!

» И вывели эти слова мелом на двери особняка, в котором разместилась организация В августе 1922 года, в годовщину смерти Блока, в газете «Одесские известия» была напечатана статья Эдуарда Багрицкого, в которой поэма оценивалась как яркое революционное произведение: «В то время, когда русская интеллигенция и возглавляющие ее писатели впали в ничтожество, трусливо ежась у старого запечья, А. Блок первый увидел за кровью, забрызгавшей улицы, за низким густым дымом пожаров и огнем выстрелов ясный лик революции. Он олицетворил ее в облике Христа, несущего миру новое учение. Это Христос-социалист, идущий под красным флагом впереди 12 красногвардейцев — апостолов нового мира, через кровь и грязь к неистребимой вере мирового освобождения».

В лагере врагов поэма «Двенадцать» вызвала взрыв злобы. Блока обвинили в «патологическом кощунстве», во «вторичном распятии Христа» и т. п. Но ничто не могло помешать революционному звучанию своеобразнейшего произведения поэзии.

Поэма «Двенадцать» оказала большое влияние на развитие литературы. Ее интонации мы слышим в поэме Маяковского «Хорошо», особенно в 7-й главе, в которой описывается стихийное движение крестьянства в революции. Однако здесь заметна и полемика с Блоком. Изображая крестьянское движение теми же средствами, что и движение городской голытьбы в поэме Блока, Маяковский как бы говорил, что с Блоком его сближает правдивое отражение фактов, в раскрытии же организующей силы революции Блок и Маяковский расходились: первый из них поставил во главе борцов революции — Христа, второй гениально подытожил:

Этот вихрь, от мысли до курка, и постройку, и пожара дым прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


На тему: Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»