На тему: Образ женщины в русской литературе

От сотворения мира женщина была и есть главным вдох­новением для художников, поэтов, певцов и музыкантов. Не будь женщины, человечество лишилось бы многих пре­красных шедевров мирового искусства. Женщина олице­творяет собой мечту и грусть, надежду и безграничную печаль. Если верить Гомеру, то именно женщина стала причиной многолетней Троянской войны.

В средние века рыцари посвящали ей свои подвиги, а позже -: за оскорб­ление женщины вызывали на дуэль.

Женское сердце — это прежде всего сердце матери, великое сокровище для всякого

человека. Женщина спо­собна пробудить в нас неудержимые стремления, согреть в семье, осветить наш жизненный путь. Древние славяне называли женщину ласковым и нежным словом «береги­ня», древние русичи — словом «лада». На мой взгляд, в этих словах сокрыто совершенное воплощение доброты и отзывчивости, преданности и верности, любви и самоот­речения.

Рассказывая о начале Русской земли, древний летописец не преминул отметить, что хотя восточные сла­вяне и не знали брака, но жен выбирали по взаимному сговору, кто кому приглянулся.

А один византийский автор VI века был поражен такой деталью: «Скромность

славянских женщин превышает вся­кую человеческую природу, так что большинство их счи­тают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь».

Поразительный факт, не правда ли? И раз уж мы заве­ли разговор о седой древности, то нельзя не вспомнить и тот факт, что среди древних русов талантливых и выдаю­щихся женщин было больше, чем среди других народов Европы. Вспомним княгиню Ольгу, которая не только до

Самой своей кончины крепко удерживала бразды правления в государстве, но и проводила необходимые реформы — административные, финансовые, идеологические. Вспом­ним дочерей славного князя Ярослава Мудрого — Анну, королеву Франции, Анастасию, королеву Венгрии, Елизавету, выданную замуж за норвежского принца, а впослед­ствии ставшую королевой Дании. И этот список выдаю­щихся женщин Древней Руси можно было бы продолжать дальше.

Женщина — вечное вдохновение поэтов. Она была, есть и будет тайной, которую трудно понять, а еще труднее разгадать. Петрарка и Шекспир, Гейне и Гете, Байрон и Мицкевич…

А сколько гениальных строк посвятил краси­вым женщинам А. Пушкин! А с каким трепетом и востор­гом отзывался он о своей жене:

Господь мне ниспослал тебя, моя Мадонна —

Чистейшей прелести чистейший образец!

Если бы мы попытались составить список творений, со­зданных во имя любви к женщине, он все равно оказался бы неполным. Такой список просто бесконечен, потому что каждое произведение связано с образом милой, единствен­ной, неповторимой, бесконечно пленительной женщины. Говорят, у любви тысячи оттенков, в каждом из которых свой особый цвет, свое мерцание, свои переливы и свое благоухание.

Мне представляется, что это потому, что в каждой женщине есть какая-то загадка, тайна, то особен­ное, что делает ее неповторимой и одновременно узнавае­мой среди великого множества женских образов…

Неповторимые яркие женские образы созданы Л. Тол­стым в романе «Война и мир». Наташа Ростова… Вчераш­ний «гадкий утенок», девочка с неправильным ртом и чер­носливинами глаз. Во внешнем облике Наташи нет правиль­ных черт, делающих ее красавицей, как Элен Курагина, и нет совершенства форм.

Но зато в ней с избытком присут­ствует другая красота — духовная. Живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех Наташи привлекают внима­ние и князя Андрея, и Пьера, и гусарского офицера Де­нисова, и великосветского кутилу и развратника Анатоля Курагина. Одни тянутся к ней, потому что она — вопло­щение добра и той истинной красоты, которая очаровыва­ет, притягивает, пробуждает чувства; другими руководит скрытое желание растоптать прелестный бутон, который вот-вот раскроется.

И совершенно напрасными мне представляются наре­кания критиков в адрес Л. Толстого, который в эпилоге романа показывает Наташу любящей и преданной женой Пьера Безухова, матерью четырех детей. Тем самым писа­тель как бы принизил тот возвышенный образ, который был выведен им в начале произведения. Но ведь еще в юности Наташа ощутила, какими узкими пределами огра­ничена жизнь женщины ее круга, какими неравными яв­ляются роли, права и возможности мужчин и женщин. И лишь став женой Пьера, Наташа перестала испытывать чувство подобной ущемленности.

Характеризуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер «испытывал то редкое наслаждение, кото­рое дают женщины, слушая мужчину, — не умные жен­щины… а… настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что толь­ко есть в проявлениях мужчины».

Да, Наташа переменилась. Она — верная жена и забот­ливая мать. Она исполняет свое особое предназначение, данное самой природой. У нее есть свой мир — семья, — в котором она является полновластной хозяйкой.

Но тако­ва правда жизни, которой Л. Толстой всегда придерживал­ся в своем творчестве.

Любовь женщины — это награда. Это вдохновение, спо­собное поднять в заоблачную высь.

Русская женщина — это и Женщина-воин, и Женщи­на-мать, и Муза художника. Она многолика и неповторим ма; она сильна духом и жертвенна. От любви к ней рожда­ется все самое чудесное на земле.




На тему: Образ женщины в русской литературе