На тему: ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА

В повести А. С. Пушкина «Капитанская доч­ка» Гринев и Швабрин — представители молодо­го поколения. Как известно, писателя глубоко волновала проблема нравственного воспитания, формирования личности молодого человека. В этом аспекте образы молодых людей противопо­ставлены: отличаются их поступки, система нравственных ценностей, восприятие мира.

Обратим внимание на причины приезда юно­шей в Белогорскую крепость. Петр Гринев при­был сюда по воле отца, отправившего сына в от­даленную и глухую местность с целью послужить в армии,

потянуть лямку да понюхать пороху. При этом главной нравственной установкой Гринева-отца Гриневу-сыну было «беречь честь смо­лоду».

У Швабрина причина другая: в отдален­ную крепость он был переведен за убийство, со­вершенное в присутствии двух свидетелей.

При создании образа Швабрина писатель ру­ководствовался биографическими фактами дво­рянина Михаила Шванвича. Крестник императ­рицы Елизаветы Петровны, Шванвич получил хорошее по тем временам образование. Поступил на военную службу. Затем его судьба круто пере­вернулась. Участвуя в боевой операции против отряда Пугачева, Шванвич попал в плен, и его

ожидала смертная казнь.

Однако взятые вместе с ним солдаты заступились за него. Пугачев по­миловал Шванвича и назначил атаманом полка пленных войск. После разгрома восстания Шван­вич снова попал в плен, но в этот раз пленен он был правительственными войсками.

Шванвич был лишен чинов и дворянства за то, что «буду­чи в толпе злодейской, забыв долг присяги, сле­по повиновался самозванцовым приказам, пред­почитая гнусную жизнь честной смерти».

При сходстве жизненных обстоятельств, су­ществует сильное расхождение в характерах А. Швабрина и его прототипа М. Шванвича. От­личались и побудительные причины, приведшие каждого из них в лагерь повстанцев. Пушкин­ский Швабрин — человек властный, злой, аван­тюрный.

На сторону Пугачева он переходит не из страха, а добровольно. Гринев оста­ется верен присяге даже перед лицом смерти: «Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасе­нии всех близких моему сердцу». И даже счаст­ливо избежав благодаря вмешательству верного Савельича участи казненных товарищей, Петр Гринев отказывается униженно целовать руку самозванца.

Отличается и отношение молодых людей к женщине. Швабрин, полюбив Машу, абсолютно спокойно называет ее «совершенною дурочкою» и отпускает в присутствии Гринева колкие заме­чания в адрес капитанской дочки. Петр Гринев настроен романтично: посвящает любимой сти­хи, относится к ней уважительно и почтительно.

Швабрин готов оклеветать Машу, которая не от­вечает ему взаимностью: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вме­сто нежных стишков подари ей пару серег». Петр готов защитить честь невинной и скромной де­вушки: «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вме­сто грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету»

Швабрин не отказывается от желания обла­дать Машей, даже получив решительный отказ. Воспользовавшись непредвиденными и трагиче­скими обстоятельствами, он принудил отца Гера­сима выдать ему Машу. Долгое время Швабрин держит девушку в заточении, вынуждая выйти за него замуж. В это же время Гринев, не боясь роковых последствий встречи с Пугачевым, стре­мится прийти на помощь бедной сироте.

Во вре­мя освобождения капитанской дочки Швабрин совершает поступок, который раскрыл всю сущ­ность его мелкой и подлой душонки. Пугачев об­виняет Швабрина в обмане и грозится нещадно покарать провинившегося. Тогда Швабрин упал перед самозванцем на колени. Гринев, ставший невольным свидетелем этой сцены, потрясен: «В эту минуту презрение заглушило во мне все чув­ства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого каза­ка».

Этот эпизод иллюстрирует, насколько раз­личными нравственными критериями руковод­ствовались Гринев и Швабрин. Если для первого честь и достоинство — превыше всего, даже смер­ти, то для второго хороши все средства для дос­тижения цели.

Однако есть другое видение образов Швабрина и Гринева. Так, В. Ф. Одоевский, которому принадлежит один из первых отзывов после пуб­ликации повести, оценивал Швабрина несколь­ко иначе. В частности, он утверждал, что «Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева».

Швабрин слишком умен, чтобы поверить в возмож­ность успеха Пугачева, и недостаточно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Далее В. Ф. Одоевский говорит, что Швабрин для него «имеет много нравственно-чудесного», так как не пользуется теми минутами, когда Маша находится в его власти.

Я думаю, все споры в оценке нравственности героев разрешил сам писатель. Последняя встре­ча Швабрина и Гринева состоялась в тюрьме, куда они были отправлены по обвинению в измене и пособничестве Пугачеву. Швабрин совершенно изменился: поседел, похудел.

Однако поведение его не изменилось: слабым, но смелым голосом он обвинил Гринева в шпионаже. Гринев спокой­но принял все эти обвинения, ибо его мысли в этот момент были подчинены единственной цели: «Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем». Судьба вознаграждает героев справед­ливо: Гринев женится на Маше, а участь Шваб­рина, хотя писатель опускает эту деталь, предоп­ределена и незавидна.




На тему: ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА