На тему: ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

В июне 1836 года Гоголь, глубоко огорченный враж­дебными толками, вызванными премьерой «Ревизора», уезжает за границу. Там он приступает к работе над поэмой «Мертвые души», сюжет которой был подска­зан ему А. С. Пушкиным. В письме В. А. Жуковскому Николай Васильевич отмечал: «Мне даже смешно, как подумаю, что я пишу «Мертвые души» в Париже. Мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наше, наши помещики, наши чиновники, на­ши мужики…»

Я думаю, что творческие силы и энергию писателя во время работы над поэмой

питали любовь к России и тревога за ее настоящее и будущее. В своем дневни­ке Гоголь записал: «Бывает время, когда нельзя устре­мить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Давайте, следуя за мыслью писателя, посмотрим на российских помещиков. Гоголь располагает их в опре­деленной последовательности — от лучшего к худше­му, вернее, от плохого к худшему.

На первой ступеньке лестницы стоит Манилов — человек «так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, черты его лица «не лишены прият­ности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано

сахару». Излишняя слащавость и приторное довольство сквозит и в манерах помещика — с его ли­ца не сходит умильная улыбочка, а речь полна преуве­личений. Всех без исключения он находит достойными людьми: губернатор — «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор — «милый человек», жена полицеймейстера — «прелюбезная». Но за этой слаща­вой сентиментальностью и внешней обходительностью скрывается спящая душа. «У всякого есть свой за­дор, — пишет Гоголь, — у одного задор обратился на борзых собак, другому кажется, что он сильный люби­тель музыки», кто-то мечтает «сыграть роль хоть од­ним вершком повыше той, которая ему назначена», а кто-то «мастер лихо пообедать».

У Манилова же нет ничего. «От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова». А там, где нет жизни, — одна мертвечина. На мой взгляд, писатель подводит нас именно к этой мысли.

Я считаю, что и сама фами­лия помещика выбрана Гоголем не случайно. Она гово­рит читателю о чем-то манящем, что влечет к себе, но в итоге оборачивается обманом, ловушкой. Так, лю­бой собеседник Манилова в первую минуту думает: «Какой приятный и добрый человек!», а в следующую: «Черт знает что такое!»

Настоящей заботы о благосостоянии семьи и благо­получии крестьян Манилов не проявляет. Все управ­ление он передоверил плуту приказчику. И в доме, и в деревне царит беспорядок, в то время как хозяин мечтает выстроить через пруд каменный мост или провести от дома подземный ход.

Пустые, никчемные мечты человека с мертвой душой.

Следом за Маниловым Гоголь предлагает нам по­знакомиться с Коробочкой, одной из «тех матушек, не­больших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрорядевые ме­шочки, размещенные по ящикам комодов». В отличие от Манилова она рачительная хозяйка. Крестьянские избы в деревне помещицы «показывают довольство обитателей».

Сама хозяйка денно и нощно печется о том, чтобы ее имение не несло убытков. Но этим, по­жалуй, круг интересов Коробочки и ограничивается — ко всему остальному она проявляет полное равноду­шие. Разволновать ее способны лишь цены на пеньку и мед да страх продешевить. «Право, мое такое нео­пытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», — от­вечает она Чичикову на его предложение купить у нее мертвые души. Коробочка долгое время не понимает абсурдности своего заявления. Все доводы потерявше­го терпение Чичикова разбиваются о ее жадность и «дубинноголовость».

О чем хотел сказать Гоголь, на­деляя свою героиню фамилией Коробочка? У помещи­цы повсюду коробочки: и дом, как коробочка, и двор, как коробочка, наполненная всякой живностью, и ко­мод — коробочка с мешочками, набитыми пятаками, рублями, двугривенными, да и сама голова барыни — деревянный короб.

Следующим за Коробочкой Гоголь представляет нам Ноздрева. Это человек «в некотором отношении исторический». Так писатель иронически оценивает «талант» Ноздрева раздувать разные, преимуществен­но скандальные, истории, распространять небылицы, расстраивать свадьбы или торговые сделки. Вся жизнь этого развязного, чрезмерно активного лжеца и аван­тюриста состоит из буйных кутежей и карточных афер, бессмысленной траты денег и пьяных ссор. Лю­битель лошадей и собак, Ноздрев в своем кабинете держит лишь сабли и ружья, а книг и бумаги эти сте­ны, скорее всего, никогда и не Видели.

Впрочем, как и сам хозяин. О неподдельной подлости Ноздрева сви­детельствует его готовность учинить над своим гостем физическую расправу. И не один на один, а призвав себе в помощники двух «дюжих крепостных».

Что может означать фамилия этого персонажа? Не заключается ли в ней намек на стремление Ноздрева уловить, а точнее «унюхать» возможность совершить очередное жульничество или раздуть скандал?

Пятая глава поэмы рассказывает о Собакевиче. В его усадьбе все, начиная от господского дома и за­канчивая мебелью, добротно и прочно, но при этом уродливо. Пожалуй, такова и внешность помещика, над лицом которого природа «недолго мудрила… хвати­ла топором раз — вышел нос, хватила в другой — вы­шли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не об­скобливши, пустила на свет».

Собакевича отличают медвежья неуклюжесть и звериный аппетит, а его ин­тересы крутятся только возле того, что способно при­нести материальную выгоду.

Собакевич ни за что не станет предаваться пустым мечтам, как это делает Манилов, равно как и считать окружающих людьми «приятными во всех отношени­ях». Это «кулак», готовый на все ради наживы, к тому же большой человеконенавистник. Всех без исключения чиновников города он награждает эпитетами «ду­рак, какого свет не производил», «первый разбойник в мире», «мошенник», «свинья».

И, наконец, последняя ступенька лестницы — Плюшкин, «прореха на человечестве». В халате, рука­ва и полы которого «засалились и залоснились», с не­понятной подвязкой на шее — он скорее похож на ни­щего, чем на помещика. Богатый человек — владелец тысячи с лишним душ крестьян, в целях экономии проявляет абсурдную, преступную скупость.

Бессмыс­ленное накопительство повредило его разум. Он морит голодом крестьян, сам питается в людской, в то время как «мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним мате­риям страшно было притронуться: они обращались в пыль». Для характеристики этого персонажа доста­точно сказать о куче хлама посреди его комнаты — он ведь и сам, как хлам, как тлен и прах, лишен челове­ческих качеств. Плюшкин отказал в помощи сыну, вы­гнал дочь, безразличен к внукам. Ему нравится лишь пополнять свою «коллекцию» хлама.

Чем? «Старыми подошвами, бабьими тряпками, железными гвоздями, глиняными черепками». Вдруг пригодится!

Это уже не человек, это сухарь, точнее сухая плюш­ка, которая так «сверху поиспортилась», что даже «скоб­ление ножом» не вернет ей свежести и аромата.

Образы помещиков, созданные Гоголем, ярки, прав­дивы и типичны. Благодаря таланту писателя они легко узнаваемы нами и в современном мире. Кто оспорит тот факт, что вокруг то и дело встречаются хитрые, расчет­ливые Собакевичи и сладкоголосые, манерные Манило­вы, глупо кудахтающие Коробочки и полные разруши­тельной силы Ноздревы?

Говорят, и Плюшкины не так редки, но мне пока не довелось с ними встречаться.




На тему: ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»