На тему: Основные мотивы поэзии Некрасова

Некрасов был самым демократическим поэтом второй трети XIX в. Его поэзия, совершенно народная и по духу и по форме, выражала мысли и чувства передовых революционных кругов общества. Какую бы тему ни брал поэт, под его пером она на­полнялась высоким гражданским содержанием, призывом к борь­бе за свободу и раскрепощение человека.

Тема любви к Родине проходит через все творчество Некрасо­ва. «Мать-отчизна», «Родина-мать», «Матушка Русь» — такими теплыми словами называл Россию поэт. Где бы ни был Некра­сов, какая бы пышная и дивная

природа его ни окружала, в сердце он всегда носил «врачующий простор» родной земли. Только родная сторона вдохновляла его поэзию:

Не небесам чужой отчизны —

Я песни родине слагал!

Отношение Некрасова К родине близко лермонтовской «стран­ной любви». Русь Некрасова — «убогая и обильная, могучая и бессильная». Двойственность чувства определяется тем, что поэт с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется «разливом гордых рек», «живой степью», «люби­мым лесом», но ненавидит «зрелище бедствий народных», про­извол властей, бесчеловечность

крепостного быта. С горечью поэт восклицает:

Не может сын смотреть спокойно На горе матери своей.

Никто не вынес такого сурового приговора крепостнической России, как это сделал Некрасов в стихотворении «Родина».

Любовь к Родине постоянно сопровождается гневом и нена­вистью к угнетателям народа. Некрасов «любил, ненавидя». Пат­риотизм его всегда был связан с жаждой социальных перемен, итогом которых станет народная счастливая и свободная Русь.

Тема Родины продолжается в теме трудового народа. Навсегда врезалась в память Некрасова картина страшного нечеловече­ского труда бурлаков. Великая русская река Волга стала «рекою рабства и тоски», а образ бурлака — сквозным в поэзии Некра­сова.

Рабский подневольный труд изобразил поэт в стихотворении «Железная дорога». Со всех концов России согнали крестьян на строительство железной дороги, оторвав от семей, от хозяйств, и без того захудалых и жалких. Люди

… надрывались под зноем, под холодом С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Среди многотысячной толпы строителей дороги особенно выделяется «высокорослый больной белорус». Его образ так вы­разителен, что приобретает почти символическое значение со­бирательного, обобщенного образа трудового народа.

Некрасов — сам действующее лицо в стихотворении. Это он, автор, рассказывает Ване всю правду о строительстве железной дороги, о том, что не генерал, а народ построил ее на своих костях. Скорбна песнь землекопов, это не песнь даже, а плач.

В ней раскрывается все народное горе, невыносимые муки раб­ского труда. Эта песнь-плач существует лишь в воображении поэта: так ее могли бы спеть погибшие, замученные, те толпы мертве­цов, что тянутся за поездом. Это неспетая песня и потому еще более трагичная.

При всем драматизме стихотворение заканчивается опти­мистической уверенностью в народных силах, в той мощи, которая неизбежно приведет к свободе, пусть даже это будет не скоро:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Трудовая Россия представлена в стихотворении «Размышле­ние у парадного подъезда». Державному Петербургу с пышным парадным подъездом противопоставлены крестьяне-ходоки, надеявшиеся найти справедливость у царского сановника. Не­красов с болью рисует рабскую покорность крестьян, которые четыре часа простояли с непокрытыми головами, а их не пусти­ли даже на порог.

И они, не возмущаясь, уходят. Это вызывает горькое восклицание поэта:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил…

Поэт показывает тщетность поисков правды у власть иму­щих, призывает народ добиваться самому справедливости, ибо он «сеятель и хранитель» родной земли.

Большое место в поэзии Некрасова занимает мотив обездо­ленности русской женщины-крестьянки. Красавица, обреченная на непосильный труд, она «отцветает, не успевши расцвесть» . От рождения ей предписана горькая судьба, «долюшка русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать!» . Трагедия матери, потерявшей сына, замученного солдатчиной, раскрывается в стихотворении «Орина, мать солдатская».

Образ «величавой славянки» создал Некрасов в поэме «Мо­роз, Красный нос». Поэт любуется красотой, гармоничностью крестьянки:

Я видывал, как она косит:

Что взмах — то готова копна!

Она терпелива, вынослива. Труд — основа ее жизни, он опре­деляет отношение к людям:

В ней ясно и крепко сознанье,

Что все их спасенье в труде…

Дарья ни минуты не бывает праздной. Вся ее жизнь — это цепь беспрерывно выполняемых работ. Этот круговорот продол­жается из года в год. И ее муж Прокл тоже трудится не покладая рук, до самой смерти:

Уснул, потрудившийся в поте!

Уснул, поработав в земле!

В героях поэмы «Мороз, Красный нос» Некрасов воплотил народный идеал душевной и физической красоты, воспел кре­стьянский труд, опоэтизировал его как основу жизни.

Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии Некрасовым решается как тема гражданского предназначения. В стихотворении «Блажен незлобливый поэт…» Некрасов противо­поставляет двух писателей. Один живет «без печали и гнева», льстит, пишет только о красоте; другой своей «карающей лирой» говорит правду, что вызывает ненависть тех, кто правды боится:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

В стихах Некрасова не однажды возникал образ Музы. Его Муза — «сестра народа», «муза мести и печали», иссеченная кнутом. Она зовет к мщенью. Ее песни полны скорби, тоски и жалоб.

Муза Некрасова принимает «терновый венец» мученицы, потому что «не восхваляет глупцов», не поет им «сладких песен».

Поэтическое кредо Некрасов выразил в стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога. Поэт должен раз­делять судьбу отчизны. Он не может уходить от борьбы, служа любителям «изящного» и либеральным «мудрецам». В стихотво­рении отразилась борьба между сторонниками «чистого искус­ства» и сторонниками гражданской позиции поэта:

С твоим талантом стыдно спать,

Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать.

Принципам гражданственности и суровой правды Некрасов сле­довал всю жизнь. Главная мысль, которая утверждалась Некрасо­вым: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

В «Элегии», которая близка по смыслу пушкинскому «Па­мятнику», Некрасов говорил о выполненном им долге поэта — гражданина:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк — тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии. На все поэт смотрел через призму граждан­ственности, явившись подлинным выразителем национального сознания русского народа.




На тему: Основные мотивы поэзии Некрасова