На тему: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»

В произведениях Ф. А. Абрамова мы читаем о труде наших земляков, их судьбах, любви, стра­даниях. Писатель учит нас доброте, вниматель­но вглядывается во внутренний мир героев сво­их книг. Что происходит в душе человека, что движет его поступками и словами?

Что испыты­вает человек, видя слезы живого существа? О чем могут плакать лошади?

Они плачут потому, что нет у них счастливой жизни. Сейчас их плохо кормят и не дают, как раньше, самого лакомого кусочка. Не встречают всей семьей с радостью и любовью, не распряга­ют ласково, не скребут, и

не чистят так тщатель­но, как раньше.

Не говорят ласковых и приятных слов после целого дня тяжелой работы. Не гуля­ют на лошадях на Масленицу так весело, как прежде. Лошади плачут о том, что теперь дети не играют фигурками лошади, родители не расска­зывают детям сказок о Сивке-бурке и мало кто вешает над дверью подкову на счастье.

Не кру­тится теперь жизнь крестьян вокруг коня, жизнь людей сейчас совсем изменилась.

Рассказ небольшой, но интересный — и по со­держанию, и композиционно. Сразу интригует название — и читатель начинает предполагать, о чем же может идти речь в рассказе, — наверное,

О лошадях,

но разве могут лошади плакать? В на­чале рассказа герой вспоминает о своем далеком детстве, о том, какие чувства вызывали у него ло­шади, об их нелегкой жизни.

Самая любимая лошадь рассказчика — весе­лая Рыжуха — неказистая рабочая лошадка, ка­ких тогда было немало. Автор так ярко и красоч­но описывает ее, что, кажется, ты с ней уже дав­но знаком.

Писатель подогревает интерес читателя — с лошадкой что-то случилось: «Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейше­го воодушевления. Стояла возле кола неподвиж­но, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отлича­лась от остальных кобыл и коней».

Герой решил узнать, что же случилось, и вдруг увидел, что его любимая Рыжуха плачет. Круп­ными тяжелыми слезами. До этого момента ав­тор следовал всем правилам написания рассказа. А теперь в рассказе появились элементы сказки: Рыжуха ответила герою, почему она плачет, и рассказала, что случилось. Лошадь стала разго­варивать с человеком — такое может быть толь­ко в сказке.

Рыжуха рассказала о своих разгово­рах с другими лошадьми — то, что лошади ведут речь о своей жизни, это тоже элемент сказки.

Герой рассказа возвращается в реальность и ничего не может ответить лошади: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая ко­была ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена?»

Только в сказке правда всегда побеждает ложь, что не всегда бывает в жизни: «И тогда я вдруг стал понимать, что совершил что-то непо­правимое, страшное, что я обманул Рыжуху, об­манул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не бу­дет той искренности и того доверия, которые были до сих пор. И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же ло­шадиной породы…»




На тему: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»