На тему: ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

Поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лер­монтовым в 1839 году и в первоначальном вари­анте имела название «Бэри», что в переводе с гру­зинского означает «монах». Впоследствии загла­вие было заменено на «Мцыри», что означает, во-первых, «неслужащий монах, нечто вроде по­слушника», во-вторых, — «пришелец, чужезе­мец». Это название более соответствовало содер­жанию, так как в основе повествования — исто­рия плененного горского мальчика.

Эта история, как никакая другая, произвела на меня сильное впечатление. С первых

же строк поэмы маленький пленный горский мальчик вы­зывает искреннее сочувствие: он, как серна, пуг­лив и дик, как тростник, слаб и гибок. Исполь­зуя сравнение, поэт подчеркивает физическую слабость мальчика, вместе с тем отмечает, что в его немощном теле развился могучий дух.

Не тре­буя жалости и сочувствия, гордый пленник от­казывается от пищи, при этом даже слабый стон не слетает с детских губ.

Милосердный монах искренне проникся го­рем пленника, помогает ему преодолеть физиче­ский недуг. Несмотря на дружеское участие, мальчик одинок в толпе чужих людей, общаю­щихся на чужом языке.

Говорят, что время

лечит все раны. Казалось, и в этом случае все будет именно так: мальчик адаптируется к новым условиям. Поначалу так и происходило: он привык к плену, стал понимать чужой язык, был окрещен святым отцом, даже готов был постричься в монахи.

Но однажды но­чью произошло то, чего никто не мог предполо­жить: пленник исчез. Все поиски были безрезуль­татными.

Но ровно через три дня бесчувственное тело пленника нашли в степи и вновь принесли в оби­тель. Юноша был бледен, худ, слаб, словно дол­гий труд, болезнь или голод вытянули из его тела все жизненные силы. Пленник медленно умирал. Можно излечить физический недуг, но боль ду­шевную не способен вылечить никто. Добрый монах, уже однажды принесший юноше излече­ние от физических страданий, снова пришел к нему на помощь.

Именно к нему обратился с про­щальным словом умирающий Мцыри.

В лирическом монологе-исповеди раскрыва­ются истинные мысли, чувства, переживания ге­роя, скрываемые до этого момента. Нам становят­ся понятны причины душевных страданий героя, томимого «неявною тоскою по стороне своей род­ной». Мцыри проходит трудный путь: от надеж­ды обрести свободу, родных и близких людей к отчаянию и полной безысходности. Мы узнаем, что под немощной, измученной физическими страданиями оболочкой скрывается кипящий страстями вулкан:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Вольнолюбивый, независимый, гордый нрав, унаследованный от предков, не позволял Мцыри оставаться рабом.

Юное сердце не может живо биться среди стен обители. Неволя — это смерть для беспокойной, жаждущей жизни души. Только на свободе, сре­ди пышных бескрайних полей, темных скал, раз­деленных горным хрустальным потоком, способ­но жить это дитя Кавказа.

Оторванный чужой злой волей от родных мест, родителей, пленник оказал­ся оторванным от источника душевных сил. Все это время Мцыри жил лишь одной мечтой:

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Три дня свободы, три дня откровений стали для него тремя днями «дружбы краткой, но жи­вой, меж бурным сердцем и грозой». На воле он жил, а природа была его сочувствующим и сопе­реживающим другом, невольным свидетелем его мучений, страданий, бесплодных поисков и борь­бы за осуществление мечты. Буря и гроза стали его настоящими друзьями, в то время как мир людей его отторгнул, назвав чужим, пришель­цем.

Ущелья слышали и видели то, что не уда­лось услышать и увидеть ни одному человеку: юноша кричал и плакал, как дитя. Он был так одинок и так беспомощен.

Провидение даровало ему встречу с прекрас­ной незнакомкой. Такой бури чувств он еще ни­когда не испытывал. Глубокий мрак очей моло­дой грузинки был полон тайнами любви, возбуж­дал в груди странную и сладкую тоску.

Заблудив­шись в лесу, Мцыри впал в глубокое отчаяние. Но даже в эти страшные минуты безысходности он не хочет помощи людской:

…Я был чужой Для них навек, как зверь степной.

Не только муки голода и жажды довелось пре­одолеть герою на пути к заветной мечте. Одна из центральных сцен «Мцыри» — борьба юноши с диким барсом. На создание этого эпизода Лермон­това вдохновила распространенная в горной Гру­зии старинная песня о тигре и юноше, одно из самых любимых произведений народной поэзии. В этом эпизоде полностью опровергается утвер­ждение о физической слабости героя, родная при­рода словно наделила его богатырской силой.

В предвосхищении битвы сердце юноши зажигает­ся жаждой борьбы и крови. Не только битва с бар­сом — каждый день пребывания Мцыри на сво­боде невольно вызывает в памяти образы могу­чих богатырей и великанов. Мцыри отважен и смел в своем стремлении победить.

Торжествую­щий над поверженным врагом, Мцыри оказыва­ется жертвой судьбы, которая смеется над ним.

Выйдя из леса, Мцыри увидел знакомые места. Надежды обмануты, а святая родина недосягаема. Колокольный звон развеял все сомнения.

Как рань­ше, в детстве, колокол убивал видения пленника про милых близких и родных, про волю дикую сте­пей, про битвы, так сейчас убил последнюю надеж­ду скитальца вернуться в родное гнездо.

Мцыри — смелый, отважный, сильный духом, свободолюбивый юноша, был сломлен злой волей. Плен, безысходность, оторванность от родной зем­ли, родной семьи стали причиной его смерти.




На тему: ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»