На тему: Отношение человека к животным в романе Плаха, Айтматов

­Отношение человека к животным

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» — произведение многосюжетное и многогеройное, посвященное философским вопросам добра и зла, а также взаимоотношениям человека с природой. По сути, писатель поднимает глобальный вопрос: «Выживет ли в будущем человек и, в каких условиях он будет жить в технократический XXI век?» Слишком много вреда люди наносят окружающей среде, флоре и фауне. Это только на первый взгляд может показаться, что все проходит бесследно, а если поглубже затронуть эту тему окажется, что каждый

неверный шаг может иметь дурные последствия.

В своем романе «Плаха» автор на примере двух жизненных ситуаций рассматривает последствия пагубных действий человека. Первые две части посвящены рассказу об охоте живодеров в Моюнкумском заповеднике на сайгаков и разрушении естественной среды волков. Целая цепочка несчастий происходит в результате неверного отношения человека к окружающей природе. На людях это тоже, хотят они того или нет, отражается. В самом начале романа мы узнаем, что во время охоты на сайгаков умирают волчата-первенцы Акбары и Ташчайнара.

Волки тяжело переносят эту потерю. Плюс ко

всему люди сжигают степи, и им приходится уйти в горы.

На примере волчицы Акбары автор показывает, насколько по-разному ведут себя животное и человек в одной и той же ситуации. Так, встретив на пути человека, Акабара дает ему уйти. Даже после того, как люди с ними обошлись, она не нападает, любой ценой стараясь увести человека подальше от своего логова и своих малышей.

Символично, что именно Акбару видит в последний миг своей жизни умирающий Авдий. Этот герой стал жертвой своих гуманных взглядов на жизнь и на окружающую природу. Вначале его избили за протест против распространения наркотической травы.

Едва оклемавшись, он был вновь до смерти избит живодерами, устроившими кровавую расправу над сайгаками.

Еще одна сюжетная линия в романе Айтматова уводит нас вглубь среднеазиатского аила, где происходят противоправные действия по отношению к очередному потомству Акбары и Ташчайнара. История опять заканчивается печально из-за бездушности человека, в данном случае Базарбая — ленивого и завистливого селянина. Украв последних четырех волчат из логова, он продал их на рынке и спокойно пропивал заработанные деньги.

Между тем его сосед Бостон Уркунчиев, добропорядочный семьянин и колхозник, страдал от набегов Акбары и Ташчайнара, решивших, что их детеныши находятся у него во дворе.

Вскоре волки стали нападать на окружающих, так что Бостону ничего другого не оставалось, как застрелить их. Однако попасть ему удалось только в Ташчайнара, а Акбара убежала и через некоторое время отомстила, выкрав полуторагодовалого сына Бостона. В результате ребенок умер от шальной пули отца.

Не отдавая отчет своим действиям, колхозник схватил ружье и отправился убивать злодея Базарбая, из-за которого и произошла вся эта история. Таким образом, нарушая покой животных, мы крадем покой у самих себя. Уничтожая их естественную среду обитания, мы сжигаем собственноручно свои дома.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


На тему: Отношение человека к животным в романе Плаха, Айтматов