На тему: ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ 30-х ГОДОВ XIX ВЕКА В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

В. Г. Белинский, говоря о романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени», утверждал, что в этом произведении нашли отражение главные общественные проблемы, волновавшие лучших людей того времени. Цитируя А. С. Пушкина, критик писал:

Это один из тех романов,

В которых отразился век,

И современный человек Изображен довольно верно…

Действительно, роман Лермонтова — прекрас­ное, правдивое, реалистическое произведение, в котором автор не только рассказал нам историю отдельно взятого человека, но и затронул важней­шие нравственные

и философские проблемы сво­его времени.

Главной темой в романе стала проблема лич­ности. Именно исследование личности в ее отно­шении к обществу и миру, в обусловленности социально-историческими обстоятельствами, в противостоянии обществу, тенденциям и тради­циям было главной задачей автора. Потому «Ге­рой нашего времени» по праву считается социально-психологическим романом.

Раскрывая осо­бенности характера и поведения своего героя, Лермонтов реалистически показывает огромную роль среды и обстоятельств в процессе формиро­вания личности. Так, в начале романа мы встре­чаемся с довольно эгоистичным

человеком, в душе которого живут мелкие, бессмысленные, корыстные цели. Однако сам Печорин сознается Максиму Максимычу в том, что его «душа испор­чена светом». То есть эгоизм героя является ре­зультатом влияния светского общества, к кото­рому он принадлежит по рождению. Печорин ве­дет пустую, бесцельную жизнь.

И чтобы наилуч­шим образом подчеркнуть это, автор постоянно вводит его в чуждую ему социальную среду. По­пав в окружение сильных, смелых горцев, он не­сет в их мир только зло и разрушение. Привык­ший руководствоваться собственными интереса­ми и потребностями, герой Лермонтова не заду­мываясь губит горянку Бэлу, только потому, что она понравилась ему. При этом Печорин ни на минуту не задумывается ни о чувствах самой де­вушки, ни об обычаях, по которым привыкли жить горцы.

Ему кажется, что любовь Бэлы воз­родит его интерес к жизни. Но надежды не оп­равдываются, и он совершенно теряет интерес к дальнейшей судьбе девушки. В другой главе ро­мана мы видим героя в окружении контрабанди­стов.

Печорин вступает в опасную игру с ними, пускается в авантюру с единственной целью — найти объяснение таинственному поведению, уз­нать характер этих людей. Но когда тайна была раскрыта, обнаружилась бесцельность, даже вредность действий лермонтовского героя.

Скука и полное безразличие к окружаю­щим — вот основное, что характеризует образ и внутренний мир Печорина. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, стран­ствующему офицеру, да еще с подорожной по ка­зенной надобности!..» — думает герой. Он чув­ствует себя чужим в окружении простых людей, живущих по естественным законам, для него чужды и интересы контрабандистов. Воспитан­ный в светском обществе, лишенном каких-либо высоких чувств и стремлений, герой Лермонто­ва не способен на искреннюю любовь, на заботу о судьбе близких. Но он чувствует себя таким же чужим и в привычной ему обстановке — в кругу офицеров и дворян. В обществе этих мелких за­вистников, ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и понятий элементар­ной порядочности, Печорин чувствует ту же ску­ку и отвращение.

Герой романа часто предстает перед нами жестоким и бессердечным. Он созна­тельно играет на чувствах и самолюбии Грушниц­кого, провоцируя ссору, а впоследствии дуэль. Боясь потерять свою независимость, он жестоко поступает с княжной Мери.

Однако здесь перед нами уже приоткрывается настоящая натура Пе­чорина, который в душе способен на сострадание, которому свойственны живые порывы сердца и подлинная человечность.

Лермонтов показывает своего героя глубоко страдающим. Обладающий умом и способностью отличать фальшь от настоящих страстей, наде­ленный сильным характером, Печорин постепен­но не только разочаровывается в своем окруже­нии, в самой жизни, но и начинает испытывать настоящий протест против общества, против той

Социальной среды, к которой принадлежит по рождению, но интересы которой абсолютно чуж­ды его внутреннему миру. Однако главная цель, которую ставил перед собой автор, заключается не в демонстрации, показе героя окружающему миру, а в изучении особенностей развития лич­ности под влиянием внешних обстоятельств. Про­тест, вспыхнувший в душе Печорина, приоткры­вает, выносит на поверхность положительные начала его натуры.

Но этим началам не суждено проявиться в современном Печорину обществе. Отсюда — его главная трагедия.

Трагизм положения лермонтовского героя усугубляется перерастанием внешнего конфлик­та в конфликт внутренний, что обрекает его на изнурительную борьбу не только с обществом, но и с самим собой. В этом раскрывается основная философская мысль, положенная автором в ос­нову произведения. Демонстрируя природные задатки своего героя, влияние на них внешней среды и то, как, подчиняясь этому влиянию, ме­няется характер человека, Лермонтов отрицает предопределенность и неискоренимость в челове­ке злого начала. Формируясь под воздействием «физического характера», душа способна не толь­ко к противоборству с этой природной основой, но и к самосовершенствованию.

Природные склонности, страсти — только первичные пред­посылки духовной жизни, они, как говорил Пе­чорин, «принадлежность юности сердца». Такой «юностью сердца» объясняются поступки «детей природы» — горцев. Во многом похожий на них по природным задаткам, Печорин все-таки очень далек от их «естественной» непосредственности.

В этом заключается преимущество развитого со­знания, перед которым оказываются несостоя­тельными представители как «естественного», так и «цивилизованного» сознания.

Исследуя личность Печорина прежде всего как «внутреннего человека», автор много внима­ния уделял отображению не только сознания, но и высшей, личностно-родовой его формы — са­мосознания. «Наш век есть век сознания, фило­софствующего духа», — писал В. Г. Белинский. И лермонтовская концепция личности, ориенти­рованная на выявление в человеке как природ­ного, так и общесоциального начала, была харак­терна для общественной мысли I половины XIX века. Лермонтов впервые в русской литературе создал образ героя, который прямо поставил пе­ред собой самые главные вопросы сознательного человеческого существования — о цели и смысле жизни человека, о его назначении, о возможнос­тях человеческого разума и воли.

Попытки ре­шить эти вопросы и толкают Печорина на посто­янные психологические нравственно-философ­ские эксперименты над собой и над другими. Но проблема заключается в том, что гуманные по своей природе стремления героя осуществляют­ся далеко не гуманными средствами. Он часто преступает грань, отделяющую добро от зла.

По­добное смешение положительных и отрицатель­ных начал и приводит Печорина к глубоким внут­ренним страданиям.

Во внутренних противоречиях образа главно­го героя романа М. Ю. Лермонтова отразились противоречия самого времени. В России 30-х го­дов XIX века углублялся кризис феодально-кре­постнической системы, зарождались новые, бур­жуазные отношения, вызвавшие «возрожденчес­кий» подъем чувства личности. Это создало бла­гоприятную почву для развития индивидуалис­тической идеологии в русском обществе.

В этом отношении фигура Печорина стала эпохальной, вобравшей в себя все передовые черты времени, его философию, его нравственные идеалы и по­иск новых духовных ценностей.




На тему: ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ 30-х ГОДОВ XIX ВЕКА В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»