На тему: Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Жизнь Анны Ахматовой была трагической. Эта му­жественная женщина, на долю которой выпали страшные времена, пережила много горя. В 1921 году расстреляли Николая Гумилева. Хотя к тому времени Ахматова была с ним разведена, боль за него, за других людей, которые безвинно погибали, ранила ее сердце. Как поэт Ахматова тоже переживает не лучшие времена: ее стихотворения публикуются мало, критики становятся все более недоб­рожелательными.

А в 1935 году арестовывают сына, ко­торого через три года осудили на восемь лет за «террор». Этим событиям

и посвящена поэма «Реквием».

Над своей поэмой А. Ахматова работала в основном в 30-40-е годы. Но это произведение не могло быть опуб­ликовано своевременно. Большая часть стихов поэмы связана с арестом в 1938 году сына Ахматовой и мно­гих других ленинградцев. В главе «Вместо предисловия» поэтесса вспоминает: «В страшные месяцы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ле­нинграде». В таких очередях стояло много отчаявшихся от горя и страха людей.

Поэма о пережитых страданиях, которую Ахматова пообещала написать одной из женщин с «голубыми губами», является голосом всего народа.

До 1962 года А. Ахматова не писала для поэмы более одной строки. Иногда она записывала тот или иной фрагмент на клочок бумаги, чтобы познакомить с ним кого-то из бли­жайших и надежных друзей.

Произносить вслух А. Ах­матова не решалась: она чувствовала, что и у «стен были уши». После того, как безмолвный собеседник запоминал строки, рукопись предавалась огню. Позже поэтесса с гор­достью говорила, что «Реквием» знали наизусть одиннад­цать человек, и никто ее не предал. Впервые «Реквием» был опубликован в Мюнхене в 1963 году.

В России поэма была издана только в 1987 году. Произведение состоит из десяти глав. Стихотворения, казалось бы, совершенно разностильные, но они объ­единены темой страданий народа, силой человеческого духа. «Реквием» — это поэма, посвященная репрессиям и написанная в годы репрессий.

Перед читателем откры­вается трагедия женщины, матери, человека, которую А. Ахматова раскрывает через свою личную трагедию.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Как известно, реквием — это торжественное траурное произведение. «Реквием» Ахматовой — это поэма о гибе­ли людей. Не случайно чаще всего в произведении встре­чается слово «смерть». Вся символика подчинена идее единения людей в страданиях. Единение всех женщин, всех страдающих матерей и жен от Бого­матери, стрелецких жен, жен декабристов до жен и ма­терей репрессированных. Образ матери собирательный: он символизирует крестный ход матерей, сопровождаю­щих своих детей в их страданиях.

Ахматова обращается к библейским образам: Христа, Марии, матери Иисуса, Магдалине. Когда распяли Христа, «туда, где молча мать стояла, так никто взглянуть и не посмел». В этом образе Матери поэтесса раскрывает страдание всех матерей как самое большое горе на Земле.

В конце поэмы Ахматова обращается к теме «памят­ника».

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня…

Этот памятник Ахматова просит поставить там, в Ле­нинграде, где она вместе с другими женщинами простоя­ла триста часов в очередях с передачей. Это память эпохе, поэту и всем тем, кто стоял «ив лютый холод, и в июль­ский зной под красною ослепшею стеною».

Цикл «Реквием» не существует в творчестве поэта изо­лированно. Мир поэзии А. Ахматовой — мир трагедий­ный. Еще в ранних ее стихах мотивы беды, горя воспри­нимаются как мотивы личной беды. Для поэта говорить о боли своей значит говорить о боли всех.

В поэме «Рек­вием» А. Ахматова доказала всем, что трагедия женщи­ны и матери является частью национальной трагедии.




На тему: Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»