На тему: ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Центральной проблемой в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени» является про­блема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно противостоя­ния этим обстоятельствам. Все средства, все об­разы и сюжеты произведения служат одной цели — изображению и раскрытию характера и судь­бы главного героя — Печорина, как героя особой исторической эпохи. В «Герое нашего времени», как и в других произведениях поэта, почти нет однозначных образов, нет деления

на положи­тельных и отрицательных персонажей.

Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противо­речив.

Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в со­поставлении его с Максимом Максимычем. Имен­но от этого простого армейского офицера, скром­ного и доброго человека, способного неплохо раз­бираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине — человеке лет двад­цати пяти: «он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Максим Максимыч — добрый и отзывчивый, честный и бескорыстный

человек. Он относится ко всем ок­ружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и «странности» Печорина, которого он не может до конца понять.

Максим Максимыч сам признается, что не пони­мает всех тонкостей в объяснениях Печорина, что ответы молодого человека часто ставят в тупик. Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог непогожий день выдержать на охо­те, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то сме­шит так, что «животики надорвешь». Максим Максимыч уверен, что есть люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться не­обыкновенные вещи. Именно таков, по его мне­нию, Печорин.

Трагическую судьбу героя, все происходящее с ним он приписывает предопре­делению свыше. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и ме­чутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокой­ного стремления к истине, он не искушен в про­тиворечиях жизни, не имеет больших жизнен­ных притязаний.

Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями».

Максим Максимыч во многом осуждает Печо­рина. Из его рассказа мы узнаем, что герой Лер­монтова — это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, ко­торые встречаются на его пути. Это человек, иг­рающий на слабостях и недостатках людей: Аза­мата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу.

Ста­рик пытается усовестить молодого человека, ука­зать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимы­ча.

Но даже в этом случае он готов в какой-то сте­пени оправдать молодого человека. «Видно в дет­стве был маменькой избалован», — замечает он.

Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивает­ся в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, об­нял старика. Однако противоречия в его харак­тере и в его сердце неискоренимы. Он и сам при­знается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце — «ему все мало».

Он видит для себя единственный выход: путешество­вать в Америку, Аравию, Индию — «авось где-нибудь умру на дороге».

В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль — он первым пред­ставляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан ав­тором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера при­званы подчеркнуть испорченность и противоре­чивость главного героя.

Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то моло­дой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, облада­ющий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных.

Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий. После долгой разлу­ки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджи­дая у ворот человека, который принес ему когда — то немало тревог и огорчений. «Он едва мог ды­шать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. Ста­рый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу.

Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла, oн ожи­дает от окружающих добра и участия. Он совер­шенно бескорыстен и готов забыть обиду.

Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Бэла не вспомнила перед смертью о Максиме Максимыче, а он лишь смиренно произносит: «Ну, да бог ее простит!.. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смер­тью?..» Ни обиды, ни служебные заботы, ни по­стоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердеч­ным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошиб­ки.

Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равноду­шие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его.

Да, герой поступает плохо со старым товари­щем. Но его равнодушие по отношению к стари­ку — это внешнее проявление характера, под ко­торым кроется горькое одиночество. Осуждая и одновременно прощая и жалея молодого челове­ка, Максим Максимыч внушает и нам некоторое сочувствие к судьбе героя.

Этот старый человек олицетворяет в романе народ и время. Он высту­пает в некотором роде неподкупным, праведным судьей, который судит Печорина, проверяет ис­тинность его натуры, подтверждает действитель­ность его трагедии. И он полностью оправдывает героя.

Оправдывает самой своей жизнью, своим бесцельным существованием в какой-то степени повторяя судьбу Печорина.

Создав в романе образы двух таких разных людей, показав историю их жизни, их судьбы, оказавшиеся глубоко трагичными, М. Ю. Лер­монтов написал историю своего времени. Образ

Максима Максимыча — это собирательный образ русского человека, отражающий все положитель­ные, добрые, возвышенные черты русского наро­да. Отразив в произведении трагическую судьбу главного героя, он отразил трагедию всего наро­да, всей страны в непростое, трагическое время, ознаменовавшееся отчаянными поисками людь­ми своего места в жизни, своей роли в обществе, смысла существования. Время и общество дела­ло эти поиски бесплодными, обрекая человека на одиночество или гибель.




На тему: ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ