На тему: ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ
Центральной проблемой в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является проблема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно противостояния этим обстоятельствам. Все средства, все образы и сюжеты произведения служат одной цели — изображению и раскрытию характера и судьбы главного героя — Печорина, как героя особой исторической эпохи. В «Герое нашего времени», как и в других произведениях поэта, почти нет однозначных образов, нет деления
Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противоречив.
Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в сопоставлении его с Максимом Максимычем. Именно от этого простого армейского офицера, скромного и доброго человека, способного неплохо разбираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине — человеке лет двадцати пяти: «он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Максим Максимыч — добрый и отзывчивый, честный и бескорыстный
Максим Максимыч сам признается, что не понимает всех тонкостей в объяснениях Печорина, что ответы молодого человека часто ставят в тупик. Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то смешит так, что «животики надорвешь». Максим Максимыч уверен, что есть люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться необыкновенные вещи. Именно таков, по его мнению, Печорин.
Трагическую судьбу героя, все происходящее с ним он приписывает предопределению свыше. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и мечутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокойного стремления к истине, он не искушен в противоречиях жизни, не имеет больших жизненных притязаний.
Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями».
Максим Максимыч во многом осуждает Печорина. Из его рассказа мы узнаем, что герой Лермонтова — это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути. Это человек, играющий на слабостях и недостатках людей: Азамата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу.
Старик пытается усовестить молодого человека, указать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимыча.
Но даже в этом случае он готов в какой-то степени оправдать молодого человека. «Видно в детстве был маменькой избалован», — замечает он.
Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивается в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, обнял старика. Однако противоречия в его характере и в его сердце неискоренимы. Он и сам признается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце — «ему все мало».
Он видит для себя единственный выход: путешествовать в Америку, Аравию, Индию — «авось где-нибудь умру на дороге».
В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль — он первым представляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан автором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера призваны подчеркнуть испорченность и противоречивость главного героя.
Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то молодой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, обладающий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных.
Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий. После долгой разлуки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджидая у ворот человека, который принес ему когда — то немало тревог и огорчений. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. Старый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу.
Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла, oн ожидает от окружающих добра и участия. Он совершенно бескорыстен и готов забыть обиду.
Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Бэла не вспомнила перед смертью о Максиме Максимыче, а он лишь смиренно произносит: «Ну, да бог ее простит!.. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?..» Ни обиды, ни служебные заботы, ни постоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошибки.
Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равнодушие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его.
Да, герой поступает плохо со старым товарищем. Но его равнодушие по отношению к старику — это внешнее проявление характера, под которым кроется горькое одиночество. Осуждая и одновременно прощая и жалея молодого человека, Максим Максимыч внушает и нам некоторое сочувствие к судьбе героя.
Этот старый человек олицетворяет в романе народ и время. Он выступает в некотором роде неподкупным, праведным судьей, который судит Печорина, проверяет истинность его натуры, подтверждает действительность его трагедии. И он полностью оправдывает героя.
Оправдывает самой своей жизнью, своим бесцельным существованием в какой-то степени повторяя судьбу Печорина.
Создав в романе образы двух таких разных людей, показав историю их жизни, их судьбы, оказавшиеся глубоко трагичными, М. Ю. Лермонтов написал историю своего времени. Образ
Максима Максимыча — это собирательный образ русского человека, отражающий все положительные, добрые, возвышенные черты русского народа. Отразив в произведении трагическую судьбу главного героя, он отразил трагедию всего народа, всей страны в непростое, трагическое время, ознаменовавшееся отчаянными поисками людьми своего места в жизни, своей роли в обществе, смысла существования. Время и общество делало эти поиски бесплодными, обрекая человека на одиночество или гибель.
На тему: ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ