На тему: Первoe художественное ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Великие произведения литературы никогда не утрачи­вают своей свежести и красоты, пусть даже история их происхождения теряется в веках. Одним из таких произведе­ний является «Слово о полку Игореве» — замечательный памятник древнерусской литературы. «Слово» по праву на­зывают уникальным произведением. Эта уникальность зак­лючается, прежде всего, в сочетании исторической прав­ды с высокой художественной образностью.

Уникальность «Слова» и в гармоничном содержании. В поэме нет ничего

лишнего, второстепенного. В ней каж­дый образ, каждый символ, каждая сцена и каждая фраза имеют определенную завершенность и обладают важным смыслом.

В поэме присутствуют образы княжеской дружины и русского народа, Родины и идеального правителя. В ней широко представлены фольклорная стихия и феодальная символика. Но особенно богато поэма насыщена образами и символами природы. Неслучайно многие исследователи говорят о «Слове» как о лирическом произведении.

Образы и символы природы одухотворяют поэму, наполняют ее богатой звуковой и цветовой палитрой. Автор соединяет человека и природу в едином пространстве,

делает их вза­имозависимыми. Перенесение человеческих свойств на при­роду, а природных свойств на человека помогает ему со­здать живописную картину событий, раскрыть духовный мир современника.

Следуя за авторским описанием природы, «Слово о пол­ку Игореве» можно условно разделить на две части. В пер­вой из них рассказывается о походе русского войска под началом князя Игоря в «поле незнаемое». Вторая часть содержит рассказ о последствиях этого похода и обраще­ние к русским князьям с призывом оставить крамолы и объединиться перед лицом общей беды. И в первой, и во второй части образы и символы природы занимают значительное место.

В каждой части они играют особую роль. Природа Русской земли целиком и полностью нахо­дится на стороне русских воинов. Она различными спосо­бами и проявлениями старается предупредить князя Иго­ря, оградить русское войско от неминуемой погибели.

В самом начале похода князь Игорь получает от при­роды грозное предзнаменование в виде солнечного затме­ния: «Тогда Игорь глянул на светлое солнце и увидел вои­нов своих тьмою прикрытых». Но как нет согласия в отно­шениях между людьми, так нет его и в отношениях человека и природы. Князь Игорь игнорирует природное знамение, потому что «ум князя уступил желанию».

Природа остается верной человеку. Она не оставляет тщетных попыток предупредить русских воинов, оградить их от неизбежной опасности. По воле автора природа ста­новится одним из действующих лиц поэмы.

В своих неис­числимых проявлениях она пытается задержать Игоря и его войско, не дать им удалиться за пределы Русской земли. Предгрозовыми стонами и звериным свистом у са­мой границы Русской земли с Полем половецким природа будто в последний раз умоляет князя Игоря отказаться от совершения опрометчивого поступка. Но «Игорь к Дону воинов ведет!». Русская земля оказывается за погранич­ным холмом, и природа уже не в силах повлиять на по­ступки людей, изменить предначертанное судьбой.

Она как бы теряет свою охранительную силу.

Подобная потеря приводит к резкой перемене в приро­де. В своих проявлениях она становится настороженно-тре — вожной. Она уже не предупреждает. Теперь Игоря и его войско «подстерегают птицы по дубам; волки грозу поды­мают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты». Природа, таким об­разом, обладает предвидением будущего.

Русские полки еще только вступили на «землю незнаемую», а природа во всех своих проявлениях уже готовится увидеть их бес­славный конец. Перемены в природе приводят к измене­нию световой гаммы: «Заря свет уронила, мгла поля при­крыла». Удаление в пределы «земли незнаемой» приводит к тому, что «щекот соловьиный уснул, говор галок пробу­дился».

В первой стычке с половцами войско Игоря одерживает легкую победу. Воодушевленные успехом, русские начи­нают преследовать противника. И только природа не вы­ражает своего восторга по этому поводу. Теперь она как будто совершенно безразлична к судьбе Игоря и его войс­ка: «Кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии».

И среди этого обилия траурных тонов всплы­вает беспомощное восклицание, подчеркивающее необра­тимость событий: «О Русская земля! Уже ты за холмом!».

Грубое пренебрежение сочувственным поведением при­роды оборачивается тем, что природа направляет свою силу против Игоря и его войска: «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает». Даже солнце, которое перед началом похода явило Игорю свое знамение, перестает быть снисходительным к русскому войску.

Лишь когда исход битвы стал очевиден, природа сменяет свои грозные проявления на сочувствие: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклони­лось».

Автор прибегает к использованию образов и символов природы и во второй части поэмы. Например, при обра­щении к князьям он часто называет их соколами. И не только для того, чтобы подчеркнуть смелость, отвагу и мужество каждого в отдельности.

Тем самым он призыва­ет их к единению, напоминает об общем происхождении. Ведь все русские князья имели одного предка — леген­дарного Рюрика, а их родовым символом был сокол.

Относительная гармония в отношениях между челове­ком и природой устанавливается лишь после побега князя Игоря из плена. Природа как бы прощает людей за безрас­судство. Своего рода покаянием перед природой звучат слова князя, обращенные к реке Донец.

Художественные образы природы в «Слове о полку Иго­реве» имеют объединяющее значение. Обращение к ним позволяет автору более полно и точно выразить свой при­зыв к единству. От начала и до конца поэма проникнута одухотворением и одушевлением природы.

Подражая на­родной поэзии, автор соединяет человека и природу, наде­ляет их тесными родственными узами. Он стирает резкую грань между ними и тем самым показывает, что человек может быть силен природой, а природа мудра человеком. Их нельзя разделить, потому что они вечны и необходимы друг другу.




На тему: Первoe художественное ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ