На тему: Петербург Достоевского на примере романа Преступление и наказание, Достоевский
Петербург Достоевского
Начать следует с того, что представлял собой Петербург в 19 веке. А был он столицей огромной империи, находящейся на пике своего могущества. Что это значит для города? Огромное количество административных учреждений, сконцентрированных на небольшой площади. Как это обычно бывает в России, где правительство, там — деньги.
Благодаря всему вышеперечисленному, Петербург быстро превратился в культурный, образовательный и деловой центр.
Разумеется, такой город просто не мог не волновать российских писателей.
Откровенно говоря, он больше сделал акцент на отрицательной. Можно вспомнить «люблю тебя, Петра творенье», но это одна из немногих положительных фраз. Также, по-моему, ключевым словом здесь является «творенье», то есть триумф человека над природой.
Пушкин восхищается фактом появления Петербурга в таких
Образ Петербурга занимает значительное место и в творчестве Достоевского. С этим городом связаны многие воспоминания писателя. В 1838 г. братья Достоевские по желанию отца поступили в Главное инженерное училище.
Достоевский создавал страшный портрет большого города, который подчиняет себе и обезличивает человека. В романе «Преступление и Наказание» целью Достоевского было вызвать отвращение читателя к домам, стенам, лестницам. Грамотный психолог, писатель прибегает к описанию самих неприятных вещей, которых можно найти в любом большом городе, таких как разлитые всюду помои.
Петербург, что воплощает величие власти и силы, остается вне романа.
В том Петербурге, где разворачивается сюжет «Преступления и наказания», жизнь находится в состоянии социального и нравственного разложения. Петербургская атмосфера угнетает людей. Многие герои романа говорят о петербургской «духоте», об отсутствии «воздуха».
Первые же страницы романа переносят читателя в один из переулков Петербурга близ Сенной площади.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши». Сам автор неоднократно сообщает о петербургской жаре, «спертом воздухе», неприятных запахах.
Духота петербургских трущоб — частица общей атмосферы романа — душной и безысходной. Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и его каморкой, «крошечной комнатушки шагов шесть длиной», с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким деревянным потолком, которую некоторые литературоведы называют гробом. Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся «на ограниченном пространстве», усугубляет чувство духовного одиночества.
В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необъяснимым холодом» веет на Раскольникова.
Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж — это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности.
Главным цветом является желтый. По мнению некоторых литературоведов, это потому, что желтый — цвет психбольницы. По моему мнению, это подчеркивает жару и духоту.
Выйдите на улицу летом в солнечный день — и поймете, что я имел в виду.
Мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зазывающие бедняков залить горе, а на улицах — пьяные толпы и проститутки, представляется своеобразным «царством» нищеты, бесправия. Петербург формирует особый тип личности. Это город, в котором искусственно созданные идеи заменяют естественные, нравственные убеждения человека. Таким предстает Петербург читателю в романе «Преступление и наказание». Похож ли он был на это на самом деле?
Мне трудно сказать. О чем можно судить точно, так это о том, что в Петербурге были и богатые районы, которые наверно выглядели чуть лучше.
Проблема столиц как никогда остро встала сегодня. Сегодняшние порядки, то есть порядки 19 века, приводят к тому что количество бедных людей в городе возрастает, когда он становится столицей. множество людей пытается уместиться на ограниченной площади, в результате уровень жизни отдельного индивидуума падает. Примерами могут служить города Токио, Пекин, Москва, Париж.
Подводя итоги, хочу сказать, что Достоевский слишком сгущает краски. Это свойственно многим великим писателям, художникам, музыкантам. Почему? Наверное, потому что воистину гениальные люди всегда недовольны окружающим их миропорядком, властью.
Они хотят сделать мир лучше. Их цель — заставить людей задуматься. И надо задуматься.
На тему: Петербург Достоевского на примере романа Преступление и наказание, Достоевский