На тему: ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?
В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе молодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется старому монаху, но его речь совсем не похожа на исповедь, потому что он не раскаивается и не сожалеет о том, что совершил. Этот рассказ приоткрывает перед читателем загадочную и мятежную душу героя.
Так почему же Мцыри бежал? Что движет им и к чему он стремится?
Мцыри горд и силен. Он дитя гор, сын отважного и свободолюбивого народа. Эти качества
Мцыри остался пленником на чужбине.
Несмотря на то что Мцыри всю сознательную жизнь провел в монастыре, мрачные стены не стали ему родными. Юный кавказец остался таким же чужаком, потому что принадлежал совершенно иному миру — миру свободы, необъятным просторам, горам… Он был рожден с пылким сердцем, которое жаждало бурной, яркой жизни, и потому он никогда не смог бы приспособиться,
Люди, окружавшие Мцыри, не были ему врагами. Напротив, они спасли его от смерти, дали кров, пищу — ему не в чем упрекнуть их. Они видели в нем брата, желали ему добра.
Но он не мог быть счастлив среди них, потому что отказ от мирской жизни для него не результат свободного выбора, как для других обитателей монастыря. Те, кто принял монашество сознательно и добровольно, имели на то какие-то причины. Они хотели этого, им по душе такая жизнь.
А Мцыри был вынужден принять навязанный ему образ жизни. Он говорит монаху, спасшему его:
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я также мог бы жить!
Он даже не успел узнать, чего его лишили, но чувствовал, что не сможет без этого жить. Как бы ни был благороден и достоин путь служения Богу и людям, человек вправе ненавидеть то, что ему навязали без его согласия. Поэтому Мцыри нельзя упрекнуть в том, что он так дерзко отзывается о монастыре, называет его тюрьмой. Для него это действительно так.
Скучная, серая, монотонная и безрадостная жизнь в монастыре тяготит Мцыри. Он готов променять
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог.
Он мечтает о жизни, полной событий и переживаний. Отказ от всего мирского неприемлем для него, потому что как раз то, от чего он готовился раз и навсегда отречься, и представлялось ему истинным счастьем. Ему опостылел монастырь.
Его божество — свобода. Он бежит
…От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Безусловно, Мцыри имеет в виду Кавказ, свою родину. Именно туда и устремлены все его помыслы. Образ родины для Мцыри свят, светел и прекрасен.
Он стремится туда, где осталось все, чего он был лишен на чужбине, в том числе и самое главное — свобода. Родина в поэме — воплощение свободы, символ другого, идеального мира, где обитает счастье.
Кроме того, одна из главных причин побега — это желание Мцыри обрести то, что у него отняли еще в детстве, вместе со свободой. Сам Мцыри в самом начале исповеди говорит о своем сиротстве с тоской и сожалением; он вспоминает, что уже давно поклялся разыскать свою семью, своих родителей. Этот порыв вполне понятен: нельзя не сочувствовать человеку, который вырос без материнского тепла и отцовской заботы.
Одиночество тяготит героя. А жизнь в монастыре обрекает его на вечное одиночество, так как никто из тех, кто его там окружает, не в состоянии понять и разделить его чувства. Он хотел встретить людей, сходных с ним по духу; наконец, хотел любить — это так естественно для молодого человека.
Ему хотелось увидеть мир, увидеть красоты природы, о которых он уже потом, на смертном одре, будет так восторженно рассказывать старцу. Разве справедливо было бы, если бы он так и не узнал самых простых, самых естественных человеческих радостей: видеть, слышать, чувствовать природу. Быть одним целым с природой, просить у нее убежища, общаться с ней на равных было для Мцыри счастьем.
Там, среди необъятных просторов, он чувствовал себя свободным, и это чувство было для него настоящим раем.
Счастье в поэме приравнивается к свободе. Выходит, что Мцыри бежал, чтобы познать счастье. А нужно было, если разобраться, не так уж и много.
Пусть он и не смог осуществить свою мечту, но он получил, как мне кажется, не меньше: он вкусил немного свободы, хоть и поплатился за это жизнью. Он сам сделал выбор и не пожалел об этом. Он сам сказал, что его жизнь была бы убогой «без этих трех блаженных дней». Лермонтов композиционно подчеркивает это. Вся жизнь Мцыри, с шести лет и до смертного часа, уместилась в одном стихе; исповедь героя — почти вся поэма — это его рассказ о трех днях, проведенных на свободе, которые оказались важнее, весомее и памятнее, чем долгие дни, месяцы, годы в угрюмых стенах монастыря.
За три дня Мцыри успел испытать столько, сколько не испытал бы за всю жизнь в монастыре. Я утверждаю, что он был счастлив. Не каждый способен понять это счастье, но мятежный гений Лермонтова именно таким счастьем наделил своего героя.
По духу Мцыри близок поэту, он разделяет все порывы и переживания молодого послушника. Мцыри — романтическое воплощение свободолюбия и храбрости.
На тему: ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?