На тему: ПОЛИТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННАЯ ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА

Лермонтов известен нам не только как талантли­вый лирик, но и как дерзкий тираноборец, который больше всего ценил правду и не опасался говорить ее открыто и смело. Призвание поэта для него заключа­лось, прежде всего, в служении своей совести, а значит, и народу: поэт обязан использовать свою силу для борьбы, а не становиться придворным шутом.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенъе?

Сам Лермонтов ни на что не променял

эту «власть», власть поэтического слова, и всю жизнь оставался верен ей.

Потому-то так беспощадно обличительна гражданст­венная лирика Лермонтова, без которой нельзя предста­вить его творчество. Лермонтов очень принципиален. Он не идет ни на какие компромиссы, не смягчает тона, ког­да говорит о том, что достойно порицания.

Нередки в стихах поэта намеки на сходство россий­ского государственного устройства с турецким деспотиз­мом. В стихотворении «Жалобы турка» это наиболее оче­видно. Усиливает обличительный эффект то, что прямое указание на Турцию присутствует только в названии, а из самого текста

неясно, о какой стране идет речь. По­следняя строка расставляет все на свои места:

Друг! этот край… моя отчизна!

Позже, уже во второй раз изгоняемый из родной страны, Лермонтов обиженно бросит:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Но самое гневное, самое дерзкое стихотворение Лермонтова — это, безусловно «Смерть Поэта». В идей­ном отношении это вершина всей лирики Лермонтова, итог всего, что было сказано им до 1837 года. Для поэта смерть Пушкина стала личной трагедией.

Поэтому с та­кой мощью звучат его строки!

Лермонтов искренне печалится о гибели великого поэта. Но боль утраты смешивается с другим чувст­вом — чувством негодования, ненависти к его недру­гам. Уже в самом начале стихотворения он бросает об­винения тем, кто лицемерит, изображая Сожаление по поводу смерти Пушкина:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Лермонтов противопоставляет поэта толпе, возвы­шает его над ней, изображает поэта борцом, воином, павшим на поле битвы. . Далее автор выделяет из толпы убийцу, обличает его, раскрывает его пустоту и никчемность. «Венец терновый, увитый лаврами» — символ общественного лицемерия. Поэту не дали спо­койно жить, не дали и спокойно умереть:

Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд.

Пафос стихотворения постепенно усиливается, и все с большим гневом Лермонтов обрушивается на «пала­чей». В последних 16 строках обвинения Лермонтова достигают апофеоза: они касаются самой верхушки об­щества; грозные стихи коснулись первейших лиц в го­сударстве и даже задели и слегка покачнули трон!

Неудивительно, что в то время они потрясли общест­во. Они заставили содрогнуться тех, против кого были обращены — было открыто дело о «непозволительных стихах», и Лермонтову пришлось поплатиться за свою дерзость. Но стихи были, и никто уже не мог их отме­нить. Они гремели по России, их переписывали от руки, заучивали наизусть… Трудно заставить замолчать поэта, но еще труднее истребить его стихи.

Именно тогда имя Лермонтова прочно вошло в литературу. Таким симво­личным образом дело Пушкина перешло в его руки.

Немного в стороне от других политических стихо­творений Лермонтова стоит «Предсказание». Оно мог­ло бы показаться чересчур пафосным — слишком уж кошмарное будущее предсказал России Лермонтов. Он пророчит своей стране падение короны, голод, эпиде­мии, гражданскую войну…

Как ни жутко, но не прошло и века, как это предсказание сбылось…

Слава приходит только к тем, кто ее не ищет. И сего­дня мятежная лирика Лермонтова для нас — классика. А когда-то с ними боролись, старались истребить, хотели заткнуть рот тому, кто говорил правду.

Но время все ста­вит на свои места, и в наши дни уже мало кто помнит имена всех этих борцов с «непозволительными стихами», зато всем известно прославленное имя Михаила Юрье­вича Лермонтова, борца за правду и справедливость.




На тему: ПОЛИТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННАЯ ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА