На тему: ПОЛИТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННАЯ ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА
Лермонтов известен нам не только как талантливый лирик, но и как дерзкий тираноборец, который больше всего ценил правду и не опасался говорить ее открыто и смело. Призвание поэта для него заключалось, прежде всего, в служении своей совести, а значит, и народу: поэт обязан использовать свою силу для борьбы, а не становиться придворным шутом.
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенъе?
Сам Лермонтов ни на что не променял
Потому-то так беспощадно обличительна гражданственная лирика Лермонтова, без которой нельзя представить его творчество. Лермонтов очень принципиален. Он не идет ни на какие компромиссы, не смягчает тона, когда говорит о том, что достойно порицания.
Нередки в стихах поэта намеки на сходство российского государственного устройства с турецким деспотизмом. В стихотворении «Жалобы турка» это наиболее очевидно. Усиливает обличительный эффект то, что прямое указание на Турцию присутствует только в названии, а из самого текста
Друг! этот край… моя отчизна!
Позже, уже во второй раз изгоняемый из родной страны, Лермонтов обиженно бросит:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Но самое гневное, самое дерзкое стихотворение Лермонтова — это, безусловно «Смерть Поэта». В идейном отношении это вершина всей лирики Лермонтова, итог всего, что было сказано им до 1837 года. Для поэта смерть Пушкина стала личной трагедией.
Поэтому с такой мощью звучат его строки!
Лермонтов искренне печалится о гибели великого поэта. Но боль утраты смешивается с другим чувством — чувством негодования, ненависти к его недругам. Уже в самом начале стихотворения он бросает обвинения тем, кто лицемерит, изображая Сожаление по поводу смерти Пушкина:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Лермонтов противопоставляет поэта толпе, возвышает его над ней, изображает поэта борцом, воином, павшим на поле битвы. . Далее автор выделяет из толпы убийцу, обличает его, раскрывает его пустоту и никчемность. «Венец терновый, увитый лаврами» — символ общественного лицемерия. Поэту не дали спокойно жить, не дали и спокойно умереть:
Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд.
Пафос стихотворения постепенно усиливается, и все с большим гневом Лермонтов обрушивается на «палачей». В последних 16 строках обвинения Лермонтова достигают апофеоза: они касаются самой верхушки общества; грозные стихи коснулись первейших лиц в государстве и даже задели и слегка покачнули трон!
Неудивительно, что в то время они потрясли общество. Они заставили содрогнуться тех, против кого были обращены — было открыто дело о «непозволительных стихах», и Лермонтову пришлось поплатиться за свою дерзость. Но стихи были, и никто уже не мог их отменить. Они гремели по России, их переписывали от руки, заучивали наизусть… Трудно заставить замолчать поэта, но еще труднее истребить его стихи.
Именно тогда имя Лермонтова прочно вошло в литературу. Таким символичным образом дело Пушкина перешло в его руки.
Немного в стороне от других политических стихотворений Лермонтова стоит «Предсказание». Оно могло бы показаться чересчур пафосным — слишком уж кошмарное будущее предсказал России Лермонтов. Он пророчит своей стране падение короны, голод, эпидемии, гражданскую войну…
Как ни жутко, но не прошло и века, как это предсказание сбылось…
Слава приходит только к тем, кто ее не ищет. И сегодня мятежная лирика Лермонтова для нас — классика. А когда-то с ними боролись, старались истребить, хотели заткнуть рот тому, кто говорил правду.
Но время все ставит на свои места, и в наши дни уже мало кто помнит имена всех этих борцов с «непозволительными стихами», зато всем известно прославленное имя Михаила Юрьевича Лермонтова, борца за правду и справедливость.
На тему: ПОЛИТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННАЯ ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА