На тему: последний роман Набокова «Приглашение на казнь»

С приходом к власти фашистов жить русским писателям в Германии было сложно. Последним написанным в Германии романом был «Приглашение на казнь» . Одновременно Набоков работал над романом «Дар», который представляет настоящую энциклопедию русской литературы, встречаются имена чуть ли не всех крупнейших писателей. Особое место за­нимает Пушкин.

Его антиподом является Чернышевский, от ко­торого из русской литературы стало уходить прекрасное, утили­тарность, заданность начали вытеснять эстетическое.

В. Набокову Принадлежит

роман «Приглашение на казнь», определяемый критикой как экзистенциальная антиутопия.

Герой Цинциннат Ц. повинен в своей непрозрачности, сле­довательно, непохожести на других, вполне прозрачных, оди­наковых, оптимистичных граждан некоего фантастического то­талитарного государства, где царит тоталитарное сотрудничест­во с режимом. Цинциннат томится по раю некоего далекого прошлого и должен быть казнен за «гносеологическое» преступ­ление. Но тюремщикам мало просто казнить человека, они хо­тят низвести его до соучастия в собственной казни.

И жена, и мать, и все родственники Цинцинната призывают

его покаять­ся в собственной непрозрачности. Здесь сразу узнается вечное стремление палачей втоптать жертву в грязь, вынудить призна­ние даже у невиновного.

Современники увидели в романе аллюзию на тоталитарное государство. Победа любой формы тоталитаризма — это приглашение на казнь для всего свободного и творческого. Цинциннат стра­дает от одиночества, ищет близкую душу и не находит. Он ок­ружен пошляками и предателями. Даже ребенок — средоточие всего прекрасного и физически, и духовно — заманивает его в ловушку.

Боль и страдания Цинцинната — это единственно на­стоящее. Общий мир, так называемая «реальность», носит бре­довый, мнимый, бутафорский характер. В этом мире реально только свое «я».

Эмигрантский критик Бицилли в связи с этим романом го­ворит о возрождении искусства аллегории, устанавливая связи Набокова с Салтыковым-Щедриным и Гоголем, особенно в разработке темы «жизнь есть сон». Но Сон — родной брат Смер­ти. А раз так, то жизнь и есть смерть. Вот почему после казни Цинцинната, не его, а палача уносит на своих руках одна из трех Парок — богинь смерти.

Цинциннат же уходит туда, где стоят существа, подобные ему.




На тему: последний роман Набокова «Приглашение на казнь»