На тему: Постмодернизм в прозе 20-го века

Постмодернизм — явление, первоначально проявившееся и теоретически оформившееся в западном искусстве. Среди литературоведов термин впервые применил Ихаб Хассан в 1971 г., первый манифест постмодернизма сочинил Лесли Фидлер, а в 1979 г. вышла книга Ж. Лотара «Постмодернистское состоя­ние», в которой философски осмысливалось состояние мира в период развития средств массовой коммуникации, способст­вующих замене реального мира компьютерной иллюзией. В западном искусстве широкое распростране­ние получили симулякры — жизнеподобные

фикции, копии, у которых отсутствует подлинник. Это были образы отсутствую­щей действительности, за которыми не стояла никакая реальность.

Но они были настолько правдоподобны, что создавалась иллюзия их реального существования. В условиях, когда реальный мир потеснен иллюзией, подрывается авторитет ра­зума, интеллекта. Дегуманизация общества ведет к тому, что культура замыкается на самой себе. Постмодернизм возникает в постиндустриальном обществе, где господство видеокомму­никаций создает отчуждение человека от действительности. Но отчужденный человек перестает в иллюзорном мире отделять свое от чужого. Чужие

языки, культуры, знаки воспринимают­ся как собственные, из них строится свой мир.

Их можно по — своему компоновать, перечислять, комбинировать. Отсюда: постмодернистское произведение — не готовая вещь, а про­цесс взаимодействия художника с текстом, текста — с пространством культуры, с материей духа, текста — с художни­ком и с самим собой.

Прежде всего, в прозе постмодернистов особый характер приобретает повествование. Постмодернисты сочленяют языки разных эпох и культур, обыгрывают стереотипы восприятия жизни. Они используют прием полистилистики, т. е. стилевой неоднородности произведения, «вживления» элементов разных эстетических направлений, и создают, таким образом, текст, основанный на противоречиях, диссонансах, внутренней «борь­бе» разнородных форм.




На тему: Постмодернизм в прозе 20-го века