На тему: ПРИЧИНЫ ТРАГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА ГАМЛЕТА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
Эпоха Вильяма Шекспира, когда на смену средневековью стали постепенно приходить буржуазные порядки, была наполнена дворцовыми интригами, войнами, сменами династий. Это было время эпохи Возрождения, эпохи культурно-исторического подъема.
В этот период развивались науки, совершались великие открытия, что вселяло в людей веру в безграничные возможности человеческого разума, создавало совершенно новый идеал личности. В то же время в обществе происходила ломка устоявшихся традиций, понятий, всего жизнеустройства. Возрастали тревога
Классами, сословиями, но и в душах. Прогрессивно настроенные личности бросались на активную борьбу за изменение и переустройство жизни. Но они не могли представить себе, чем обернутся их действия, какие проблемы поставит этот новый мир.
Драматичность эпохи, как никто другой, сумел в полной мере отразить в своем творчестве знаменитый трагик всех времен и поколений — Вильям Шекспир. В «Гамлете» он поведал миру о трагедии философского разочарования выдающейся
Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал — гуманистических чувств, т. е. чистой и благородной человечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. Именно в таком столкновении раскрывается перед нами личность и судьба главного героя трагедии «Гамлет».
Гамлет — интеллигентный молодой человек, получивший образование в одном из самых передовых университетов и вобравший в себя все прогрессивные настроения буржуазной молодежи. Юность героя прошла в Виттенберге — средоточии вольных мыслей.
Мы видим перед собой человека, которого переполняют любовь к жизни, вера в силы и возможности человека. Но реальный мир и реальная жизнь далеки от его возвышенного идеала. «Ничтожным, плоским и тупым» увидел герой окружающий мир, когда вернулся после обучения в университете в родные края.
…Как невыполотый сад,
Дай волю травам — зарастет бурьяном.
С такой же безраздельностью весь мир Заполонили грубые начала.
Трагедии и разочарования с этого момента подстерегают Гамлета на каждом шагу: странные обстоятельства смерти отца, неожиданно скорое замужество матери, измена друзей. «Дания — тюрьма», «весь мир — тюрьма», «век вывихнут» — мучительно осознает герой. Его вера в человека как в «венец всего живущего» существенно подкошена: «Мужчины не занимают меня и женщины тоже», — говорит герой. Сама земля кажется ему теперь «бесплодною скалою», а жизнь — бренной и пустой.
Истлевшим Цезарем от стужи Заделывают дом снаружи.
Пред кем весь мир лежал в пыли,
Торчит затычкою в щели.
Вобравший в себя традиции гуманизма, молодой человек решает исправить этот мир, так как чувствует и свою долю ответственности за испорченность света. Однако под силу ли одному человеку, пусть даже такому образованному, умному, решительному, смелому, как Гамлет, «вправить» вывихнутый век? Безусловно, нет! И герой понимает это, но в его сердце живет страстное желание отомстить за смерть отца. Он не может оставить все так как есть, смириться с несправедливостью, злом, обманом.
Гамлета не страшит путешествие в «страну, откуда ни один не возвращался», он не желает терпеть «униженья века, неправду угнетателя, вельмож заносчивость… и более всего насмешек недостойных над достойным». Ему не приемлема жизнь в борьбе с собственной совестью, которую ведут Клавдий, Полоний и Гертруда. В его мучительных терзаниях побеждает стремление к истине, справедливости:
О, мысль моя, отныне будь в крови.
Живи грозой иль вовсе не живи!
К тому же все вокруг «торопит ускорить месть», ведь «что значит человек, когда его заветные желанья — еда да сон?..». Но вместе с тем Гамлет понимает, что смерть одного ничтожного человека не решит проблему всего света. Порок уже принял вселенские, глобальные масштабы, он завладел душами даже чистых и прекрасных в прошлом людей.
Глубокие противоречия между стремлением шекспировского героя к заветной цели и сознанием собственного бессилия составляют основу его душевной трагедии.
Эта трагедия усугубляется еще и тем, что Гамлет осознает свое одиночество на пути к цели. Ни в ком из окружающих не находит он поддержки и понимания — даже в своей любимой Офелии. Герой чувствует, как весь мир рушится вокруг него. Его сердце «пышет злобой», он со стыдом смотрит
На двадцать тысяч обреченных,
Готовых лечь в могилу, как в постель,
За обладанье спорною полоской…
Видя великие масштабы зла и порока, чувствуя, что не сможет выполнить своего высокого предназначения, Гамлет принимает решение расстаться с жизнью. Решая проблему «быть или не быть», герой Шекспира делает выбор в пользу «не быть». И это осознанный шаг, серьезный выбор, а не безрассудство.
В своем гениальном произведении Вильям Шекспир показывает нам, что силы, способные противостоять злу, существуют в обществе. Это — народ. Он готов к борьбе и нуждается лишь в вожде, который объединит и укрепит эту силу, направив ее по верному пути. Но трагедия Гамлета еще и в том, что он не понимал «толпы».
Он не видел этой силы, потому что не в том направлении устремлял свой взгляд. Трагедия Гамлета — в принадлежности к высшему свету, который не воспринимал всерьез народные массы. Герой искал поддержки в обществе, которое хотел изменить, — и, конечно, не находил.
Потому что это общество чувствовало себя вполне комфортно в существующих, веками сложившихся условиях. Но трагедия шекспировского героя — это не только его личная трагедия, это трагедия историческая, которая была характерна для эпохи Возрождения в целом.
По глубокому убеждению Шекспира, участь каждого человека является результатом взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств. В своих произведениях он показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных сил, к каким трагическим последствиям приводят попытки в одиночку исправить мир, каким губительным может оказаться влияние общества, среды, принадлежность к тому или иному сословию.
На тему: ПРИЧИНЫ ТРАГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА ГАМЛЕТА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ