На тему: ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
Одной из основных проблем рассказа Л. Н. Толстого «После бала» является проблема моральной ответственности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека; в центре произведения — этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. Причем сюжет построен таким образом, что вначале произведения читатель знакомится с уже сформировавшейся личностью, для которой идейно-нравственный поиск уже остался в прошлом. С высоты своего возраста и жизненного опыта
При этом главный герой пытается оспорить общепринятую истину, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди».
Удивительно, но жизнь человеческую может изменить всего одна ночь. От счастья — к разочарованию, от любви — к безразличию; такие переходы составляют жизнь каждого человека, они вырабатывают стойкость и твердые жизненные принципы. Идейно-нравственная позиция личности формируется в активном взаимодействии с разными
Вбирая в себя или оспаривая ту или иную систему жизненных ценностей, личность все более точно и четко определяет собственную ценностную ориентацию в действительности. Сопоставление разных истин — это, прежде всего, внутренняя работа души и мысли, часто спор с самим собой — внутренний диалог. В результате и та истина, к которой приходит герой, — это не абстрактная безличная философия, но живое, эмоционально насыщенное, очень личностное и конкретное понимание мира героем.
Рассмотрим, какой путь проходит главный герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала».
Началом всему была любовная история. Молодой, в полной мере наслаждающийся жизнью человек встретил ту, о которой грезил: «высокая, стройная, грациозная и величественная». Необычайная худоба не портила ее царственный вид, а очаровательное с ямочками и веселой улыбкой лицо и ласковые, милые, блестящие глаза могли заворожить любого.
Всю гамму эмоций герой подчеркивает в начале своего повествования: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви». «Какое-то восторженно-нежное чувство» молодой человек начинает испытывать и к отцу возлюбленной. Ведь у него такая же ласковая улыбка, он так заботится о своей дочери: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не Покупает модных сапог, а носит домодельные». Необъяснимый душевный порыв героя объединяет в единое целое отца и дочь: «Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей».
Совершенно другие чувства охватывают героя, увидевшего отца Вареньки в других обстоятельствах. Молодой человек становится свидетелем страшной экзекуции, возглавлял которую все тот же милый, очаровательный человек с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, отец возлюбленной.
Солдата-татарина за побег из полка подвергли телесному наказанию. Оголенного беспомощного человека нещадно били гибкими прутьями. Вили до такой степени, что тело его превратилось в нечто «пестрое, мокрое, красное, неестественное». Никто из бывших товарищей не смел проявить милосердие, так как тут же подвергся бы подобному наказанию. Но не вид измученного человека более всего изумил героя, а бессердечие полковника.
Он-то уж точно не мучился сочувствием к несчастному.
До этого эпизода пребывавший в восторженном состоянии герой видит, как «он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата», недостаточно сильно ударившего наказывемого. Полковнику кажется, что орудия пытки уже не так прочны, и он приказывает «подать свежих шпицрутенов».
Герой подчеркивает, что, несмотря на испытанный ужас и почти физически ощущаемую боль сердца, он до конца пытается понять все произошедшее. Та же неуловимая связь объединяет в его сознании образы возлюбленной и ее отца. Герой страдает, мучится, пытается оправдать подобное наказание необходимостью.
Его мучения доказывают, что отнюдь не внешние обстоятельства и условия оказывают решающее влияние на формирование личности.
Всеобщая «правда» не всегда является всеобщим добром. Очевидно, что для героя личная свобода, моральная ответственность за поступки и помыслы являются основными нравственными ценностями.
Человек, даже облеченный властью, не имеет морального права ущемлять свободу другого человека, а тем более подвергать кого-то телесным и душевным страданиям. В полной мере это утверждение соответствует канонам христианской веры: все помнят заповедь «не убий». Герой испытывает глубокую неприязнь к любым формам насилия.
Даже любовь, сильная, всепоглощающая и всемогущая, не может его заставить отрешиться От веры в добро и справедливость.
Интересный факт: писатель, с глубокой болью рассказывавший о поругании человеческого достоинства, о невинно погубленных людях, был отлучен Святейшим синодом от церкви и назван «еретиком», «служителем дьявола».
На тему: ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»