На тему: ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»

Одной из основных проблем рассказа Л. Н. Тол­стого «После бала» является проблема моральной ответственности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека; в центре произ­ведения — этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о доб­ре и зле, правде и справедливости. Причем сю­жет построен таким образом, что вначале произ­ведения читатель знакомится с уже сформировав­шейся личностью, для которой идейно-нрав­ственный поиск уже остался в прошлом. С высо­ты своего возраста и жизненного опыта

герой, «всеми уважаемый Иван Васильевич», описыва­ет один из судьбоносных случаев, произошедших с ним в молодости.

При этом главный герой пы­тается оспорить общепринятую истину, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди».

Удивительно, но жизнь человеческую может изменить всего одна ночь. От счастья — к разоча­рованию, от любви — к безразличию; такие пе­реходы составляют жизнь каждого человека, они вырабатывают стойкость и твердые жизненные принципы. Идейно-нравственная позиция лично­сти формируется в активном взаимодействии с разными

точками зрения на мир, с другими ис­тинами.

Вбирая в себя или оспаривая ту или иную сис­тему жизненных ценностей, личность все более точно и четко определяет собственную ценност­ную ориентацию в действительности. Сопостав­ление разных истин — это, прежде всего, внутренняя работа души и мысли, часто спор с самим собой — внутренний диалог. В результате и та истина, к которой приходит герой, — это не абст­рактная безличная философия, но живое, эмоци­онально насыщенное, очень личностное и конк­ретное понимание мира героем.

Рассмотрим, ка­кой путь проходит главный герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

Началом всему была любовная история. Мо­лодой, в полной мере наслаждающийся жизнью человек встретил ту, о которой грезил: «высокая, стройная, грациозная и величественная». Необы­чайная худоба не портила ее царственный вид, а очаровательное с ямочками и веселой улыбкой лицо и ласковые, милые, блестящие глаза могли заворожить любого.

Всю гамму эмоций герой подчеркивает в на­чале своего повествования: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви». «Какое-то восторженно-нежное чувство» моло­дой человек начинает испытывать и к отцу воз­любленной. Ведь у него такая же ласковая улыб­ка, он так заботится о своей дочери: «Чтобы вы­возить и одевать любимую дочь, он не Покупает модных сапог, а носит домодельные». Необъяс­нимый душевный порыв героя объединяет в еди­ное целое отца и дочь: «Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается око­ло него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей».

Совершенно другие чувства охватывают ге­роя, увидевшего отца Вареньки в других обстоя­тельствах. Молодой человек становится свидете­лем страшной экзекуции, возглавлял которую все тот же милый, очаровательный человек с ру­мяным лицом и белыми усами и бакенбардами, отец возлюбленной.

Солдата-татарина за побег из полка подверг­ли телесному наказанию. Оголенного беспомощ­ного человека нещадно били гибкими прутьями. Вили до такой степени, что тело его превратилось в нечто «пестрое, мокрое, красное, неестествен­ное». Никто из бывших товарищей не смел про­явить милосердие, так как тут же подвергся бы подобному наказанию. Но не вид измученного че­ловека более всего изумил героя, а бессердечие полковника.

Он-то уж точно не мучился сочувствием к несчастному.

До этого эпизода пребывавший в восторжен­ном состоянии герой видит, как «он своей силь­ной рукой в замшевой перчатке бил по лицу ис­пуганного малорослого слабосильного солдата», недостаточно сильно ударившего наказывемого. Полковнику кажется, что орудия пытки уже не так прочны, и он приказывает «подать свежих шпицрутенов».

Герой подчеркивает, что, несмотря на испы­танный ужас и почти физически ощущаемую боль сердца, он до конца пытается понять все про­изошедшее. Та же неуловимая связь объединяет в его сознании образы возлюбленной и ее отца. Герой страдает, мучится, пытается оправдать подобное наказание необходимостью.

Его муче­ния доказывают, что отнюдь не внешние обстоя­тельства и условия оказывают решающее влия­ние на формирование личности.

Всеобщая «правда» не всегда является всеоб­щим добром. Очевидно, что для героя личная сво­бода, моральная ответственность за поступки и помыслы являются основными нравственными ценностями.

Человек, даже облеченный властью, не имеет морального права ущемлять свободу другого че­ловека, а тем более подвергать кого-то телесным и душевным страданиям. В полной мере это ут­верждение соответствует канонам христианской веры: все помнят заповедь «не убий». Герой ис­пытывает глубокую неприязнь к любым формам насилия.

Даже любовь, сильная, всепоглощаю­щая и всемогущая, не может его заставить отре­шиться От веры в добро и справедливость.

Интересный факт: писатель, с глубокой болью рассказывавший о поругании человеческого дос­тоинства, о невинно погубленных людях, был от­лучен Святейшим синодом от церкви и назван «еретиком», «служителем дьявола».




На тему: ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»