На тему: ПРОЗА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Прозу М. Ю. Лермонтова можно условно разделить на три периода, соответствующих трем главным произ­ведениям. Первое из них — «Вадим» — ро­мантическая повесть. Второе — «Княгиня Литовская» — тоже романтическая повесть, но уже привязан­ная к действительности и быту и знаменующая собой пе­реход Лермонтова от романтизма к реализму.

Третье произведение — «Герой нашего времени» — крупный социально-психологический роман — итог лер­монтовского творчества и продолжение пути к реализму в русской литературе, начатому

А. С. Пушкиным. Лер­монтов развил в своей прозе ценные качества пушкин­ской прозы: ясность и прозрачность, завершенность и цельность, гармоничное соотношение всех частей про­изведения, построение замкнутого в себе художествен­ного мира.

М. Ю. Лермонтов дал поразительно точную харак­теристику «Вадиму» — своему первому прозаическому произведению об эпохе пугачевщины. В письме к М. А. Лопухиной 28 августа 1832 года он писал: «…Мой роман становится произведением, полным отчаяния; я рылся в своей душе, чтобы извлечь из нее все, что спо­собно обратиться в ненависть, — и в беспорядке излил все это на бумагу».

Герой «Вадима» — горбун, обижен­ный судьбой, раздираемый страстями и способный разрушить все вокруг себя, скорее подходит для романтической поэмы, чем для прозаического произведе­ния. «Вадим» остался незавершенным. Стремительный творческий рост заставил Лермонтова обратиться к другому сюжету. Повесть «Княгиня Лиговская» зна­менует начало второй стадии развития лермонтовской прозы.

В свою очередь и это произведение осталось незавершенным, но зато оно дало начало самому серь­езному произведению — роману «Герой нашего време­ни». Из «Княгини Лиговской» был взят главный герой

Жорж Печорин, на основе которого и был создан образ Григория Александровича Печорина, автобиографичес­кого героя Лермонтова.

Интересно композиционное построение романа «Герой нашего времени». Оно основано на «записках», на свободной компоновке законченных частей, на об­разах повествователя, рассказчика, но в центре нахо­дится главный герой, отождествляемый с автором. Ос­тальные герои лишь окружают его.

Этим композици­онным построением Лермонтов помогает читателю сконцентрироваться на самых существенных чертах характера Печорина. Образ рассказывающего или вспоминающего повествователя «собирает» фрагменты и случаи из жизни Печорина и придает всему произ­ведению цельность.

Лермонтов использовал несколько приемов для раскрытия сюжета и характера героя: в первом случае автор скрыт за текстом; во втором случае он и автор, и персонаж одновременно, причем другие рассказчи­ки-персонажи находятся с ним в самых разных отно­шениях. Эти приемы были уже намечены Пушкиным в «Повестях Белкина», и Лермонтову удалось их раз­вить. В результате возникло множество точек зрения на людей и события. Например, рассказ о судьбе Бэлы, рассказанный Максимом Мак­симычем, дополняется дневником Печорина, в котором он — уже со своих позиций — анализирует себя сам на своем уровне.

Лермонтов развил в своей прозе пушкинскую худо­жественную мысль, которая движется в сторону инди­видуального сознания. Благодаря введению в роман множества реалистических типов, особенно из военной среды, автору удалось сделать свое произведение де­мократичным. Каждый его герой, будь то драгунский капитан, контрабандист или черкес, имеет собствен­ный голос, стиль мысли и поведения.

Главный герой в прозе Лермонтова многомерен и неоднозначен, что способствует полному раскрытию его противоречивого характера и психологии. Например, Печорин ходит охотиться на кабана, ездит на тележке или на коне сотни километров, спит бог знает где, свободно контактирует с простыми людьми, но становится высокомерным денди в светских салонах.

В индивидуалистической прозе Лермонтова звучат гражданские мотивы и вырисовывается общенацио­нальная идея. Эту идею олицетворяют не демократиче­ские характеры героев, а именно индивидуализм Печорина. Белинский первым увидел в Печорине необъятную революционную силу, заклю­ченную в индивидуальной аналитической мысли.

Проза Лермонтова автобиографична. В главном ге­рое он изображает свойства своей натуры, свое несчастие и страдание, испытываемое из-за конфликта меч­ты с реальностью. Лермонтовский герой свободен, но его свобода базируется на полной суверенности лично­сти. Его жизненный опыт говорит о том, что каждый такой выход заканчивается трагедией.

В результате прозаический герой Лермонтова не видит смысла в су­ществовании, даже в том случае, когда все складыва­ется благополучно.

Лермонтову удалось сделать свою прозу многогран­ной, раскрыть в ней проблемы противоречивого чело­веческого характера, свойств человеческой природы в целом. Это главное достоинство романа, художест­венное открытие Лермонтова-психолога.

Психологизм Лермонтова не развертывается в сюжете, как было принято в литературе того време­ни. Не окружающие люди, не видимые события и об­стоятельства причиняют душевные терзания герою. Они лишь могут способствовать душевному диском­форту — не более. Печорин недоволен в первую оче­редь самим собой, он открыл «бездны» внутри себя и… бросился в них.

Лермонтов впервые указал на со­знательное страдание как необходимое условие для познания себя.

Таким образом, главное достоинство прозы Лермон­това и его героя — в самооценке, в чувстве собственно­го достоинства, в свободе и беспощадности анализа внешнего мира. Художественное открытие Лермонтова прозе позднее развил в полной мере Достоевский, ко­торый дал «право на голос» каждому персонажу, ак­центировал индивидуальность различных мнений и их самостоятельность.

Лермонтов мечтал о свободном и гордом человеке, связанном со своей страной и народным сознанием. Эта высокая и «тайная дума» — символический знак, по которому читатель узнает М. Ю. Лермонтова, стре­мится его понять и принять.




На тему: ПРОЗА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА