На тему: РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Одной из неразгаданных загадок для человека по-прежнему остается смысл его собственного существования. Размышления философов, проповедническая деятельность священников, бессмертное творчество гениев в конечном итоге сводятся к попыткам найти ответы на вечные вопросы. Кто такой человек? Для чего приходит он в этот мир?

Существует ли создатель всего живо го на земле? Что находится за порогом смерти? Для чего человеку дана земная жизнь?

Своеобразное видение этой проблемы дает восточный философ и лирический поэт Омар Хайяма. Лирический

герой его произведений, который от имени поэта говорит с читателем, — индивидуально неповторимая, внутренне самостоятельная личность, которая показана в бесконечном многообразии своих связей с миром, в своей противоречивости и сложности, запечатленная в моменты предельного напряжения своих духовных сил

Мысли героя переменчивы, иногда противо­речивы, иногда непредсказуемы. С одной сторо­ны, он провозглашает право любого человека на счастье, свободу от принуждения, на справедли­вое устройство жизни, на наслаждение, достоин­ство, знание истины:

Мой закон: быть веселым и вечно хмельным,

Ни святошей

не быть, ни безбожником злым.

Я спросил у судьбы о размере калыма.

— Твое сердце, — сказала, — достойный калым!

Казалось бы, неповторимая земная жизнь — это главная ценность. Но, с другой стороны, эта земная жизнь — всего лишь миг, отведенный нам неведомой высшей силой. И яснолицая Зухра, и хвастунишка, у которого звенит в кармане золо­то, и непревзойденный мудрец, и великий пра­витель, и бесстрашный воин — все они, рано или поздно, уходят из этого мира, «не зная ни нача­ла, ни смысла его, ни конца».

И мудрость, и сча­стье, и наслаждение, и любовь, и слепая вера для лирического героя ничтожны. Он не верит в твор­ца, не верит в загробную жизнь. Мысли его блуж­дают по замкнутому кругу: женщины и вино при­носят наслаждение, но это наслаждение времен­ное. Смысл жизни не становится прозрачным и понятным:

В море мыслей нашел я жемчужину смысла,

Но от страха ее просверлить не могу.

Несмотря на провозглашенный героем атеизм, он постоянно взывает к высшим силам: «Я терп­лю издевательства неба давно!»; «Ты, всевышний, по-моему, жаден и стар… Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в дар!». Он не собирается каяться в грехах, ибо грешник нужен всевышнему, «чтобы прощать».

Знает, что многие его земные поступ­ки неблаговидны. Но бог глух, все призывы оста­ются без ответа: кто замыслил спрятать чистый и непорочный дух в «нечистый сосуд» тела?

Упиваясь отрицанием всего того, что заботит людей в этой жизни, лирический герой постепен­но раскрывает свою систему ценностей, основан­ную на хмельном созерцании всего происходяще­го. Истина только одна:

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! —

Вот последняя правда, открытая мной.

Если ничего не известно, если нельзя просвер­лить найденную в море мыслей жемчужину смысла, остается только одно — умиротворенное, спокойное созерцание жизни, наслаждение ми­гом, дарованным тебе не известно кем и не извес­тно для чего. Все живое неотвратимо гибнет, а значит, надо радоваться каждому мгновению соб­ственного бытия, любому проявлению красоты окружающего мира:

В жизни сей опьянение лучше всего,

Нежной гурии пение лучше всего,

Вольной мысли кипение лучше всего,

Всех запретов забвение лучше всего.

Можно по-разному относиться к выводам во­сточного мудреца: принимать всем сердцем, от­вергать, приводя в противовес массу доводов. Можно даже завидовать мудрецу, ведь он уже давно, перейдя рубеж жизни и смерти, проверил правильность своего мировоззрения. Каждый человек выбирает собственную дорогу в поисках истины, и, может быть, даже высший смысл че­ловеческого бытия выражается именно в незна­нии: чем труднее дорога, тем дороже сокровище, найденное нами.

Бесспорным остается лишь то, что мы знаем, что мы ничего не знаем.




На тему: РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ