На тему: реализм стихотворений Бунина

Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. Его стихи начали появляться в те годы, когда в русской поэзии уже громко заявили б себе провозвестники декаданса. Однако ранние стихи Бунина отличались от исканий «нового течения» и своей ощутимой связью с традициями русской классической поэзии, и радостным мировосприятием, и тяготением к строгой, ясной форме, к реалистическим очертаниям людей и явлений окружающего мира. Главной темой его поэтического творчества 80-90-х годов является любимая им русская природа. В замечательной по

точности и благородной простоте рисунка поэме «Листопад» дан образ осени, «тихой вдовой» вступающей в лесные хоромы:

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою толпой Стоит над светлою поляной.

Декадентская критика находила стихи Бунина слишком традиционными и «ветхозаветными», но поэт оставался верен реалистическим средствам изображения. Однако в начале 900-х годов в его произведениях появляется нечто родственное мотивам декадентской поэзии, таким, как приверженность к «чистому искусству» и абстрактным идеалам красоты. Некоторые произведения он печатает в

издательстве «Скорпион», вызвав этим резкий упрек Горького. В стихах 1905-1908 годов возникают мотивы, связанные с путешествием Бунина по странам Востока.

Экзотику загадочной, чужой жизни, образ древних ушедших культур, идеи «круговорота» времен находим в таких произведениях, как «Надпись на чашке», «Могила в скале» и др.

Среди поэтических произведений Бунина немало и таких, в которых даны реалистические картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей. С неизменной симпатией’ рисует поэт украинский национальный быт. По мотивам народных преданий и дум о битвах запорожцев с турками написана небольшая героическая баллада «Мушкет».

Будучи традиционным поэтом, отрицательно относясь к формалистическому новаторству символистов, Бунин вместе с тем напряженно искал новые поэтические средства. Такие своеобразные черты его прозы, как широкое использование «прозаиз-мов», лексического и интонационного разнообразия живой разговорной речи, лаконизм, точность словесных характеристик, свойственны и его стихам.

Оригинальный поэт, Бунин был и превосходным переводчиком. Непревзойденным остается его перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», отмеченный Академией наук и удостоенный в 1903 году Пушкинской премии. Бунину принадлежат переводы таких выдающихся творений мировой литературы, как «Каин» и «Манфред» Байрона, «Годива» Теннисона, «Крымские сонеты» А. Мицкевича.

В наследии Бунина-переводчика встречаем свидетельство его большого интереса к творчеству Тараса Шевченко. В письме к И. А. Белоусову от 3 февраля 1889 года молодой Бунин обнаруживает превосходное понимание художественных особенностей лирических стихотворений Шевченко, особо отмечая такие их черты, как «глубина и теплота чувства», «поэтическая грусть» и музыкальность. В 1891 году он печатает в газете «Орловский вестник» статью о творчестве Кобзаря, в которой называет его одним из «талантливейших и благороднейших людей», пишет о высокой простоте и лиризме шевченковской поэзии.

В 1900 году были напечатаны два бунинских перевода из Шевченко — начало «Запов1та» и первые строки стихотворения «Закувала зозуленька» . Много лет спустя в романе » Жизнь Арсеньева » Бунин от лица своего героя с любовью и восхищением будет говорить о людях и природе Украины, прекраснее которой «нет страны в мире». В этой связи в тексте романа цитируются строки из стихотворения Шевченко «До Основ’яненка»: «Чайка скиглить литаючи…», а сам Шевченко назван «совершенно гениальным поэтом».

Перу Бунина принадлежит также перевод стихотворения Б. Гринченко «Втер вие, плеще хвиля» .




На тему: реализм стихотворений Бунина