На тему: Революция у Маяковского
«Моя революция» — так без колебаний сформулировал Маяковский свою позицию и со всей страстью ринулся участвовать в «буче боевой, кипучей». Революция в корне изменила жизнь и творчество поэта. Свойственный Маяковскому мощный волевой напор, неукротимый темперамент борца получил выражение в стремлении «сделать жизнь» по-новому. Исчез пафос бунта и разрушения, борьбы с существующим миропорядком, преодолено настроение одиночества и разлада со всем миром.
Радость участия в общем деле переустройства жизни, счастье от того,
Перед поэтом, как и перед всей советской литературой, встает вопрос: как писать о. революции? Маяковский начинает с марша и оды. Но он и здесь не только произносит «торжественное «О!», не только славит, он еще и видит разные лики революции. Эти противоречия революции поэт раскрывает в двух эпизодах: спасении котенка с тонущего крейсера и казнь «седых адмиралов». Нет ли здесь продолжения темы, прозвучавшей еще у Пушкина в «Дубровском»
Показательно, что в это же самое время поэт пишет произведение, казалось бы, не имеющее никакого отношения к революции, но точно отражающее его скрытое ото всех «грустное» лицо, состояние «страждущего человека». Это стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» , напоминающее нам о раннем Маяковском. Тот же конфликт, тот же мотив непонятости, страдания и сострадания, образ ребенка как символ чистоты и беззащитности, то же наделение человеческими свойствами животного и отсутствие этих качеств у людей. Интересно, что сам образ лошади — это авторский вариант той самой «клячи», которая в романе Достоевского «Преступление и наказание» олицетворяет страдания человеческие.
Так мы уже не в первый раз убеждаемся, что Маяковский, при всех эпатирующих заявлениях футуристов, отрицающих литературу прошлого, в своем творчестве основывается на традициях классики, продолжая или переосмысливая их.
Не только ярость борьбы, радость созидания, но и боль, тревога, грусть входят в круг переживаний лирического героя. Через патетику строк о мировой революции, как заметит исследователь Ал. Михайлов, будет прорываться простое, человеческое: «Хоть раз бы увидеть, что вот, спокойный, живет человек меж веселий и нег».
И хотя шедевров психологической лирики в советский период Маяковский напишет немного, сам факт существования таких стихов помогает увидеть «разного» Маяковского.
«Маяковского ведет история», — точно сказала М. Цветаева. Революция подняла к активному историческому действию миллионы людей. Вчерашние рабы, они впервые почувствовали себя хозяевами страны и созидателями своей собственной судьбы.
Революционное нетерпение и нетерпимость, искренняя вера в то, что совсем близко, «там / за горами горя / солнечный край непочатый», что ради грядущего братства человеческого стоит преодолевать невероятные трудности и мучения — все эти особенности настроения человека революционной эпохи выразил в своих произведениях В. Маяковский.
Время диктовало и свой язык, свои ритмы. «…Революция выбросила на улицу корявый говор миллионов, жаргон окраин полился через центральные проспекты», и эту «новую стихию языка» Маяковский положил в основу своих произведений. Но «разговорное» в его понимании не означало «бытовое», ополчился поэт и на лирико-романтическую стилистику, отстаивая право говорить языком поэзии о важнейшем содержании эпохи — о политике:
Капитализм
Неизящное слово, куда изящней звучит —
«соловей»но я
Возвращусь к нему снова и снова.
Строку
Агитаторским лозунгом взвей.
Язык лозунга, плаката, призыва составит основу многих произведений В. Маяковского.
Довольно жить законом, данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
На тему: Революция у Маяковского