На тему: Революция в романе Доктор Живаго, Пастернак

­Революция

Многие сходятся в том, что роман «Доктор Живаго» занимает центральное место в творчестве Б. Л. Пастернака. Этот человек был величайшим русским писателем и поэтом своего времени. К тому же в 1958 году он был номинирован на Нобелевскую премию за ощутимый вклад в сферу русской прозы.

Работая над «Доктором Живаго», Пастернак хотел, как можно более правдоподобно передать события, захлестнувшие Россию в начале XX столетия. Произведение писалось уже через много лет после Первой мировой войны и Октябрьской революции, но по

оценкам критиков реалистичность событий от этого не пострадала.

Автор достаточно эмоционально подошел к вопросу людских страданий и на примере своих героев показал, как смута может повлиять на жизнь обычных людей. Главный герой романа, Юрий Живаго, словно создан для того, чтобы воспринимать эпоху такой, какая она есть, нисколько в нее не вмешиваясь. Основной движущей силой произведения является революция. Она устанавливает законы в обществе, она же обрекает многие любящие пары на расставание.

Поначалу может показаться, что Живаго человек слабохарактерный, безвольный. Он все время в стороне от революции и не

берется влиять на ход событий. Фактически, он служит тем, к кому попадает.

На самом деле, его восприятие происходящего было очень понятным. Живаго был врачом, к тому же врачом от Бога. Для него не было «красных» и «белых». Все они были для него раненными людьми, которым нужна была экстренная помощь. Ему одинаково неприятна жестокость белогвардейцев и красных партизан, его ужасает равнодушие новой власти к культуре.

В глубине души Юрий Андреевич знает, что никак не может повлиять на ход событий. По сути, он один из миллионов россиян, вовлеченных в круговорот гражданской войны. Самое страшное, что это была братоубийственная война, как автор правильно замечает «кровавая колошматина и человекоубоина, которой не предвиделось конца».

Примечательно то, что Борис Пастернак походит к описанию революции не с классовой точки зрения, а с общечеловеческой и гуманистической. Всем известно, что этот роман отчасти автобиографический, поэтому в действия главного героя вложены мотивы писателя. Очень скоро становится ясно, что доктор Живаго был прав, когда отказывался делить людей на своих и чужих, когда говорил о бессмысленности братоубийственной войны.

Так у одного убитого «белого» находят тот же псалом с молитвой, что и у убитого «красного». Все они были юнцами, чьими-то сыновьями, мужьями, братьями и отцами.

Двойственность восприятия у доктора Живаго проявляется во всех аспектах жизни. Он — личность сомневающаяся, вечно колеблющаяся, что ведет и к личной драме. Этот герой постоянно пребывает в поисках правды.

Казалось бы, он нежно привязан к своей жене Тоне, с которой рос и воспитывался с самого детства. С другой стороны, его влечет Лариса Гишар — человек из другого круга. Данную героиню он отождествляет с образом России, так как эта любовь не могла победить душевное смятение.

Таким образом, революция, во имя своих идеалов, скомкала и искалечила судьбы обычных людей. Близких Юрия выслали за пределы страны, а любимую женщину забрал у него человек низкий и подлый — «русский министр в Беломонголии», В. И. Комаровский.

Несмотря ни на что, автор заканчивает свой роман на оптимистичной ноте. После смерти Юры Живаго его сводный брат находит Таньку Безочередову — дочь Лары и Юры. Он берет на себя полную ответственность за благополучие племянницы, которой в жизни пришлось совсем несладко. А друзья Юры через много лет находят его тетрадь со стихами и перечитывают ее. Такой поворот символизирует веру писателя в светлое будущее и лучшие свершения.

Стихи, которые звучат в финале, навевают чувство «свободы души» и «счастливое, умиленное спокойствие» за всех участников истории.




На тему: Революция в романе Доктор Живаго, Пастернак