На тему: РОЛЬ ДИАЛОГА В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ»
Диалог — это вид устной речи, разговор двух или более лиц. В литературном произведении диалог является одной из основных форм речевой характеристики персонажей. В своей новелле «Последний дюйм» Джеймс Олдридж мастерски воспользовался этим средством, умело сочетая его с авторской речью, для более полного и яркого раскрытия идеи произведения и характеров своих героев.
Главные действующие лица произведения — отец и сын. Мальчику уже десять лет, но отец все эти годы был настолько занят своим любимым делом и добыванием денег
Отец смотрит на мальчика с раздражением, воспринимая его как обузу. А мальчик, привыкший к грубоватому тону отца, откровенно побаивается его, старается как можно реже обращаться к нему с вопросами и просьбами. Но общаться им все равно приходится. И именно диалогическая речь их наиболее полно характеризует.
Интересно наблюдать, как меняется речь этих персонажей по ходу действия и какие перемены в отношениях отца и сына она отражает.
Профессиональный
Нечего тебе плакать! Подыми голову, слышишь, Дэви! Подыми сейчас же!..
Сядь прямо, если хочешь научиться, как идти на посадку». Дэви, в свою очередь, чувствовал, что «когда он о чем-нибудь спрашивал отца, голос у него сразу становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа. Мальчик и не пытался продолжать разговор и молча выполнял то, что ему приказывали».
Но вот отец и сын прибывают в бухту Акулью, и мы видим, что сын не так уж и безразличен отцу, узнаем, что он даже хотел чем-нибудь порадовать Дэви. Узнаем, что Бен задумывается над причинами отчуждения, которое установилось между ними. И причина эта кроется в равнодушии жены, которое всегда вызывало в Бене «резкий, повелительный тон».
Отцу становится жаль мальчика. «Ничего удивительного, — думает он, — что бедный парнишка сторонится нас обоих». Незаметно для самого себя отец старается проявлять заботу о сыне.
Но самые разительные перемены происходят, когда в жизнь Бена и Дэви врывается беда. Акула напала на летчика, и теперь жизни сына и отца зависят от действий и силы воли мальчика. Бен понимает, «что единственная надежда спастись и мальчику и ему — это заставить Дэви самостоятельно думать, уверенно делать то, что он должен сделать. Надо как-то внушить это мальчику».
И находясь на грани жизни и смерти, превозмогая дикую боль, отец старается словами подбодрить сына, понимая, что десятилетнему ребенку предстоит выполнить дело нечеловеческой трудности.
Бен почти не сомневался, что умрет, но надежда спасти сына не позволяла ему сдаться раньше времени: «…протянуть до Каира и показать мальчику, как посадить самолет. Этого будет достаточно. На это он ставил единственную ставку, это был самый дальний его прицел». И в эти минуты, которые могли стать последними в его жизни, отец находил и мягкие интонации, и успокаивающий тон, и обнадеживающие слова. Именно в тех словах, с которыми он обращался к сыну в самые ответственные минуты, выразилось его истинное отношение к ребенку и осознание действительных ценностей жизни.
Сын услышал отца, все понял, смог мобилизоваться. Он преодолел страх и неуверенность в своих силах. Он спас себя и подарил вторую жизнь отцу.
Я думаю, роль диалога в этой новелле можно понимать не только как форму и средство речевой характеристики персонажей, но и в более широком смысле: пускай поздно, пускай несчастный случай помог, но между отцом и сыном впервые состоялся настоящий диалог. Оба собеседника слушали и слышали друг друга, и для них обоих было важно, что и как говорить, потому что в этом заключался их единственный шанс на спасение.
На тему: РОЛЬ ДИАЛОГА В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ»