На тему: РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА

Ранний период творчества А. С. Пушкина ха­рактеризуется преобладанием в нем романтичес­ких настроений, взглядов, мыслей, чувств. Его

Поэма «Руслан и Людмила» открыла путь всей русской литературе к новому периоду, ознамено­ванному торжеством романтизма. В этом произ­ведении автор ярко и красочно воссоздал дух рус­ской старины, нарисовал величественные обра­зы смелых, сильных, честных людей, напомина­ющих своим мужеством и силой былинных бога­тырей. Здесь и Руслан, в описании приключений которого широко использованы былинные моти­вы,

и романтические фигуры Рогдая и молодого хана Ратмира, и сказочные персонажи, являю­щиеся олицетворением добра и справедливости, такие как Финн.

В своей поэме автор создал так­же привлекательный женский образ: его Людми­ла — типичная девушка времен самого Пушки­на, кокетливая и несколько легкомысленная, милая и беспечная. Как это принято в романти­ческих произведениях, в «Руслане и Людмиле» присутствуют злые силы, с которыми добро ве­дет постоянную борьбу. И, конечно, светлое на­чало жизни традиционно побеждает темное и мрачное. Свободная радость любви и добра одер­живает победу над ханжеской моралью.

В

этой поэме отразились наилучшие достижения пуш­кинской поэзии раннего периода — использова­ние элегических мотивов, романтические настро­ения и раздумья о жизни, интерес к русской на­родности и историческому прошлому, разговор­ному языку и просторечию. С этой поэмы начал­ся решительный переход к романтизму в творче­стве самого поэта.

На его последующие произведения большое влияние оказало знакомство с творчеством Бай­рона. Наиболее ярко это влияние ощущается в стихотворении «Погасло дневное светило…»:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный…

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман…

Мотив изгнанничества стал особенно близок романтическому миру поэта во время путеше­ствия Пушкина на Кавказ и в Крым. Свою судь­бу изгнанника он сравнивает не только с судьбой Байрона, но и с судьбой римского поэта Овидия, сосланного в ссылку императором Августом. Перед мысленным взо­ром поэта все чаще возникает образ узника, ко­торого зовет на свободу «орел молодой» ,

Но особенно ярко романтические взгляды Пушкина отразились в его романтических по­эмах, написанных в южной ссылке и после нее. Так, героем поэмы «Кавказский пленник» вы­ступает молодой человек, уставший от жизни, презирающий весь мир, стремящийся в общении с природой обрести «утраченную младость». Этот герой сродни самому автору, все больше осозна­ющему несправедливость окружающего мира. Свобода и справедливость — основные идеалы Пушкина.

И борьбе за них он готов посвятить всю свою жизнь, готов даже пожертвовать собой, по­добно героине поэмы, юной черкешенке, жертву­ющей собой во имя свободы любимого.

Романтические настроения автора «Кавказ­ского пленника» нашли свое продолжение в не­оконченной поэме «Братья-разбойники», пове­ствующей о побеге из тюрьмы двух разбойников. В этом произведении поэт широко использовал народные формы эпической и романтической по­эмы. Романтическими чертами наделены харак­теры двух братьев-разбойников, неразлучных и преданно любящих друг друга.

В их характерах — поэзия вольницы и мятежного духа, страстное стремление вырваться из тюрьмы на волю, кото­рое заставляет братьев терпеть страшные муки и даже пойти на смерть.

Но наиболее полно трагедия человека, попав­шего в рабство и зависимость, раскрывается в поэме «Бахчисарайский фонтан», сюжет которой был заимствован Пушкиным из предания о люб­ви крымского хана к пленнице и ее трагической гибели. Автор показал столкновение двух выход­цев из различных цивилизаций: христианки Ма­рии и крымского мусульманского деспота, хана Гирея. Проблемы, затронутые в поэме, выходят за рамки национальных — это общечеловеческие проблемы: любовь-страсть, ревность, убийство соперницы из ревности, необычные отношения между людьми, чувства этих людей.

Как и в дру­гих романтических произведениях, в «Бахчиса­райском фонтане» Пушкин рисует яркие, свое­образные, сильные характеры: Мария — вопло­щение внутренней силы, тихой поэзии, красоты; Зарема — символ страсти, буйного порыва, силь­ного темперамента; Гирей — отражение чрезмер­ной гордости, царственной воли. Характеры ге­роев романтичны в крайности своих черт. Как и положено романтическим произведениям, сюжет поэмы построен на контрастах, на столкновении противоположностей, на борьбе двух начал.

Как и в предыдущих романтических поэмах, здесь много места отводится описаниям живописных картин гаремного быта и крымской природы.

Тему «Кавказского пленника» и «Бахчисарай­ского фонтана» А. С. Пушкин продолжает в поэме «Цыганы» — последнем произведении романти­ческого периода. Подобно кавказскому пленнику, главный герой бежит из «неволи душных горо­дов», где «просят денег да цепей», где «главы пе­ред идолами клонят», «любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей». Он также разочаро­ван в жизни и потому стремится найти свое счас­тье вдали от душного мира, в окружении простых свободных людей. В «Цыганах», как и в «Бахчи­сарайском фонтане», на первый план выходит тема любви, ревности и убийства из ревности.

По­любив цыганку, которая не пожелала ответить ему взаимностью, по своему вольнолюбивому ха­рактеру отказалась принадлежать всецело герою, Алеко убивает свою возлюбленную, что характе­ризует его как человека эгоистичного. «Ты для себя лишь хочешь воли», — говорит ему старый цыган. И словами старика автор, стремящийся к счастью и свободе для всех людей на земле, спра­ведливо укоряет своего героя. В «Цыганах» выра­женная еще в «Бахчисарайском фонтане» идея различия культур и их противоречивости, идея социальной обусловленности поведения человека выступает в еще более углубленной и укрупнен­ной форме. Автор показывает иллюзорность и цыганской воли, повествуя о трагической судьбе Земфиры и старика-цыгана:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны.

В этой поэме намечается постепенное преодо­ление автором романтической идеализации жиз­ни. Но сильные стороны романтизма — протест против отрицательных сторон действительности, порывы к будущему, к свободе и справедливости, глубокий психологизм и лирический па­фос — Пушкин сохранил и пронес через все свое творчество. Преодолевая горечь временных со­мнений, он пронес сквозь грозовые штормы свое­го жестокого века жизнеутверждающие идеи ос­вободительной борьбы, неугасаемый оптимизм, жизнелюбие, идеалы высокой нравственности, истинного человеческого благородства, дружбы и любви.

Именно в вольнолюбии, в защите прав че­ловека, в народности, в интернационализме Пуш­кин прежде всего видел величие своего поэтичес­кого труда.




На тему: РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА