На тему: Романтический образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Романтический образ Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова

Одна из поэм М. Ю. Лермонтова, тематика которой тесно свя­зана с его кавказским циклом, — поэма «Мцыри». Это поэма романтическая, с идеальным героем, отличающимся гипербо­личностью переживаний. В центре сюжета — судьба пленного мальчика, черкеса, попавшего в грузинский монастырь.

Собы­тия эти были связаны с путешествием Лермонтова по Военно-Грузинской дороге, о чем писал еще П. А. Висковатов. В Мцхете поэт встретил одинокого монаха и узнал от него, что тот еще ребенком

был взят в плен генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой, но мальчик заболел, и его пришлось оставить в монас­тыре. Ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой жизни, тосковал, пытался убежать в горы, в результате тяжело заболел.

Выздоровев, он успокоился и остался в монастыре. Рассказ этот произвел большое впечатление на Лермонтова. Кроме того, во­ображение поэта поразила и старинная грузинская песня о схват­ке юноши с тигром, где были такие строки:

Тигр и юноша сцепились Средь полночной темноты,

Камни в пропасть покатились,

Обломалися кусты.

Все эти впечатления и нашли свое отражение в романтичес­кой

поэме.

Мцыри наделен у поэта характерными чертами романтичес­кого героя: он бесконечно одинок в чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей, мужественностью, огненно-мятеж­ной душой, страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «Это любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии тени его собственной личности», — писал В. Г. Белинский.

Поэма построена в форме монолога-исповеди героя о трех днях, проведенных на воле. Монастырь для Мцыри — это сим­вол тюрьмы, неволи. Он тоскует по своей родине, где «люди воль­ны, как орлы», по родному аулу, по своей семье, по отчему дому. Поэтому он бежит из монастыря, где он жил с детства. Три дня он скитается, пытаясь отыскать дорогу домой, но все усилия его бесполезны.

Заблудившись, Мцыри вновь оказывается возле монастыря. Силы героя уже на исходе, в финале поэмы он изоб­ражен умирающим. Его находят монахи, и он вновь оказывается в монастыре. Таким образом, поэма вместила в себя всего четыре дня из жизни Мцыри, но они были самыми яркими и запомина­ющимися в его судьбе:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости моей.

Первое чувство, испытанное Мцыри на воле, — восхищение красотой и величием природы. Он видит «пышные поля», «хол­мы, покрытые венцом дерев», «горные хребты, причудливые, как мечты», «снега, горящие, как алмаз». Картины природы вызыва­ют в памяти образ родного дома: герой вспоминает «в тени рас­сыпанный аул», «свет лунных вечеров», «вечерний гул домой бе­гущих табунов», «смуглых стариков», отца «в одежде боевой» и молодых своих сестер.

Поэт замечает, что цель побега Мцыри — не только возвращение домой, но желание видеть «божий мир», желание «узнать, прекрасна ли земля», «д ля воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы». Это свободомыслие героя, его стремле­ние проникнуть в тайны природы, обрести смысл жизни звучит в горячем, вдохновенном признании:

…О! я как брат Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?.

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполин­ская натурау этого Мцыри!», — писал В. Г. Белинский, восхи­щенный этими строчками. В своих скитаниях герой слышит крик шакала, видит змею, скользившую меж камней, но он не испы­тывает страха: «как зверь», он «чужд людей» и близок к природе. Природа в рассказе Мцыри словно оживает: «дохнули сонные цветы», «туманный лес заговорил», ему «внятен» шум потока, шепот кустов.

Не слышит он лишь «человека гордый глас».

И здесь возникает мотив определенной противоречивости образа Мцыри: он стремится обрести единение с людьми, но ему приходится скрываться от них. Мотив этот иллюстрирует эпизод встречи его с молодой грузинкой. Герой очарован ее юно­стью и красотой, «думы пылкие» его «смутились».

Однако бег­лец вынужден притаиться «меж кустов», для того чтобы его не заметили. И далее мотив этот звучит сильнее: Мцыри испыты­вает голод, страх, ночная природа уже не так благосклонна к нему, но «помощи людской» он «не желал». Мотив этот звучит и в сце­не борьбы с барсом. Здесь поэт снова подчеркивает близость ге­роя к природе и, как следствие этой близости, — удаленность его от мира людей:

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под диким пологом лесов.

Мцыри выходит победителем из этой борьбы, но все же ему не удается воплотить свои мечты. Он умирает, примирившись с окружающими его людьми, но не с жизненными обстоятельства­ми. Его примирение — «признание внешнего бессилия при оп­равданности своих ничем не истребимых влечений к воле».

Природа и цивилизация противопоставлены в романтической поэме. Мцыри у Лермонтова — герой, пытающийся разрешить мучительный конфликт природы и цивилизации, обрести в душе своей гармонию этих двух начал.

В образе Мцыри М. Ю. Лермонтов представил нам идеально­го романтического героя, основная трагедия которого в проти­востоянии его окружающему миру, в том, что он лишен родины, семьи, людей, близких ему по духу, традициям. Основной пафос поэмы — это поэтизация борьбы «как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического служения ей».




На тему: Романтический образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова