На тему: Русская проза Владимира Набокова

В 1930-е гг. Набоков пишет рассказы, 7 романов, пьесы «Изо­бретение Вальса» и «Событие». Обобщение психологического опыта — мемуары.

Особая страница творчества — работы по ис­тории русской и западной литературы, трехтомные примечания к собственному переводу «Евгения Онегина».

В 1938 г. Набоков переезжает в Париж, в 1940 — в США. Это конец русскоязычного писателя Сирина и рождение англоязыч­ного Набокова. На английском написаны романы «Другие бере­га», «Лолита», «Пнин», «Ада».

Литература для Набокова

была игрой с читателями. Он ра­дикальным образом разошелся с классической традицией рус­ской литературы. В этом плане он художник разрыва и одновре­менно — художник-новатор.

Революция выбила Набокова из колеи. Утрата рая — это утрата не только социальная, а прежде всего экзистенциальная. Это переход к миру пошло­сти. Но, попадая в мир пошлости, Набоков определяет его не как подлинный мир, а как мир призраков, иллюзий,-Утраченное право на социаль­ный аристократизм Набоков воплотил в аристократизм эсте­тический.

Метод Набокова — мистификация, игра, пародия, в чем про­слеживаются традиции Стерна, Гюго,

Эдгара По. Тип героя — не­понятый обывателями гений, гонимый, одинокий, страдающий и зачастую глумящийся над толпой. Набоковские герои как бы отра­жаются друг в друге, отличаясь лишь степенью одиночества.

Набоков — писатель-интеллектуал, превыше всего ставящий игру воображения, ума. Его волнуют проблемы одиночества и свободы; личность и власть, дар и судьба преломляются в сти­листической изощренности и виртуозности. Это резко выделяет его из традиционной русской литературы, где форма была под­чинена нравственной, «учительской» задаче.

Главной чертой набоковского романа является отсутствие характера в традиционно-реалистическом смысле. Набоков соз­дает не столько характер, сколько манекен, куклу. Герои — ис­полнители авторской воли, лишенные мотивации и логики по­ступков.

Набоков утверждал новую, неприемлемую для русской лите­ратуры этическую систему, которая основана на принципиаль­ном индивидуализме и пафосе общественного неслужения. Это вело и к разрыву с эстетической традицией русской литературы, влекло к разрушению реалистического характера, к модернизму. Эстетизм стал качеством художественного мира.

Он проявился в усложненности стиля, феноменальности метафор. В мире Набо­кова нет реальности вообще, а есть множество субъективных образов реальности, отсюда и множественность трактовок про­изведения. Всеми этими эстетическими приемами Набоков пред­восхитил постмодернизм.




На тему: Русская проза Владимира Набокова