На тему: РУССКАЯ ЖЕНЩИНА В ПОЭЗИИ Н. НЕКРАСОВА

К образу женщины-матери, подруги, сестры обраща­лись многие русские писатели. Их воображением создано немало прекрасных героинь, но, пожалуй, с такой трепет­ностью и состраданием, как Н. Некрасов, о русских жен­щинах не писал никто. Вспоминая поэта, Ф. Достоевский говорит о его «раненом сердце», которое страдало «от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской се­мье…». Сам же поэт признался в одном из стихотворений: «…я всю жизнь за женщину страдаю».

Откуда этот страдальческий

тон? Любовь к матери, вынужденной всю жизнь терпеть гру­бость и невежество своего мужа, безусловно, стала пер­вопричиной для создания галереи женских образов. Замеча­тельный человек с прекрасным образованием, мягкая и доб­рая по натуре, мать поэта, Елена Александровна, была человеком глубоко несчастным в личной жизни. Лишь дети стали ее отрадой, она без остатка посвятила себя им — читала, играла на фортепиано, пела.

Для Некрасова в ма­тери воплотилось все самое лучшее, что было в русских женщинах. «Все, что есть у меня хорошего, — от нее!» — в зрелом возрасте признавался русский поэт. Елена

Александровна умерла в 1840 году, когда Некра­сов был юношей. Но память о ней осталась для поэта един­ственным светлым и радостным воспоминанием на всю по­следующую жизнь. Именно ей, своей матери, он читал свои первые стихи.

Он любил липы в домашнем саду, потому что мать «под их зеленой сенью… бродила каждый день». Он очень долго не расставался со старым изношенным шарфом, некогда связанным матерью перед его отъездом на учебу в Петербург. Именно она стала воплощением образа Родины, кото­рый мы видим в его поэзии, — трагического, униженного, оскорбленного, обманутого в своих лучших чувствах, де­лах и надеждах: Доля ты, — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. В стихотворении «Рыцарь на час» поэт у могилы матери мысленно обращается к ее светлому образу: Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других.

В исповедальном слове поэт говорит, что видит для себя спасение лишь в искренней и беззаветной материн­ской любви, которая некогда в детстве вложила в него «силу свободную, гордую». Он верит, что мать «жаркой слезою страдания» даже из могилы может смыть в его жиз­ни все «позорные пятна». Он выказывает неоплаченную бла­годарность матери за то, что «не робеть перед правдой-царицею научила» его музу. Он называет ее «чистейшей любви божеством» и признается, что не страшится ни «дру­зей сожаления», ни клеветы врагов. Он готов все стерпеть и перенести за единственное «слово прощения» матери.

Вечный и неповторимый образ матери Н. Некрасов запе­чатлел и в поэме «Мать», над которой работал до по­следних дней своей жизни. Яркий отпечаток трагического образа матери находит свое воплощение во всех женских образах Некрасова — в невесте из стихотворения «Гадающей невесте», в Орине из стихотворения «Орина, мать солдатская», в матери из стихотворения «Мать». Идею всех этих произведений выражают строки о матерях, чьих сыновей царский ре­жим отправил на гибель — воевать в Крымской войне. Одни «святые, искренние слезы» видел поэт среди лице­мерности и пошлости — То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей…

Чтобы показать незавидную долю и горькую участь бес­правной русской женщины, поэт создает впечатляющие своей откровенностью и реализмом образы невесты из сти­хотворения «Свадьба», княгини из стихотворения «Княги­ня», «нищеты и несчастия дочь» — проститутки в стихотво­рении «Убогая и нарядная», старухи в стихотворении «Что думает старуха, когда ей не спится» и других. Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу поклоняться. И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Эти строки из поэмы «Мороз, Красный нос» наиболее точно выражают идейную направленность творчества Н. Некрасова. И нет ничего удивительного, что поэт по­святил произведение сестре Анне.

Именно в этой поэме мы находим знаменитые слова, воспевающие «тип велича­вой славянки» — простых крестьянских женщин: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц… Мне кажется, что эти строки вполне могли бы стать на все времена великим гимном русской женщине.




На тему: РУССКАЯ ЖЕНЩИНА В ПОЭЗИИ Н. НЕКРАСОВА