На тему: САЛОН ШЕРЕР КАК МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ НАКАНУНЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Роман Л. Толстого «Война и мир» начинается опи­санием званого вечера в салоне Анны Павловны Ше­рер. И это в некоторой степени символично, потому что салон выступает в качестве миниатюрной копии того общества, к которому принадлежат все без исклю­чения главные герои произведения. Словно под микро­скопом, писатель пристально рассматривает постоян­ных и случайных посетителей салона.

Он прислушива­ется к их высказываниям, оценивает их настроение, угадывает их мысли и чувства, следит за их движени­ями, жестами, мимикой.

Приглашенные

гости — это придворные, аристокра­ты, военная и чиновничья знать. Все они хорошо и дав­но знают друг друга. Они собираются, мирно беседуют и обмениваются новостями. Но постепенно складывает­ся убеждение, что внешняя доброжелательность, глубо­комысленные разговоры — все фальшь и притворство.

Перед нами «приличьем стянутые маски» расчетливых, эгоистичных, политически ограниченных, нравственно нечистоплотных, пустых и ничтожных, а иногда просто глупых и грубых людей.

В салоне существуют свои неписаные правила пове­дения. Тон и общую направленность пустых и бесполез­ных разговоров задает сама хозяйка

— «известная Анна Павловна Шерер, фрейлина и приближенная императ­рицы Марии Федоровны». В манерах, разговоре, делан­ном участии в судьбе каждого из гостей, мнимой чувст­вительности Анны Павловны более всего видны фальшь и притворство.

Л. Толстой отмечает, что она «была пре­исполнена оживления и порывов», что «быть энтузиаст­кой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выра­жала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться».

Словно подражая хозяйке салона, точно так же ве­дут себя и держатся ее гости. Они говорят, потому что следует сказать что-нибудь; они улыбаются, потому что в противном случае их сочтут неучтивыми; они выказывают мнимые чувства, потому что не хотят вы­глядеть равнодушными и эгоистичными.

Но вскоре мы начинаем понимать, что настоящая сущность посетителей салона — как раз обратная харак­теристика. В действительности одни из них приезжают сюда, чтобы покрасоваться на людях в своих нарядах, другие — послушать светские сплетни, третьи — удачно пристроить на службу сы­на, четвертые — завести нужные знакомства для про­движения по служебной лестнице. Ведь «влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез».

Каждого нового гостя Анна Павловна «весьма серьезно подводила к маленькой старушке в высоких бантах, вы­плывшей из другой комнаты», которую она называла mа tante — моя тетушка, называла по имени, «медленно пе­реводя глаза с гостя на mа tante, и потом отходила». От­давая дань лицемерию светского общества, «все гости со­вершали обряд приветствования никому не известной, ни­кому не интересной и не нужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их при­ветствиями, молчаливо одобряя их. Ма tante каждому го­ворила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нын­че было, слава богу, лучше.

Все подходившие, из прили­чия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтоб уж весь вечер ни разу не подойти к ней».

Собравшееся общество «разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, — красавица княжна Элен, дочь князя Васи­лия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по сво­ей молодости, маленькая княгиня Болконская. В треть­ем — Мортемар и Анна Павловна».

Анна Павловна, «как хозяин прядильной мастерской, посадив работни­ков по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий слиш­ком громкий звук веретена, торопливо идет, сдержива­ет или пускает его в надлежащий ход».

Л. Толстой совсем не случайно сравнивает салон Ше­рер с прядильной мастерской. Это сравнение очень точно передает истинную атмосферу «правильно устроенного» общества. Мастерская — это механизмы. А свойство ме­ханизмов — выполнение определенной, изначально за­данной функции. Механизмы не умеют мыслить и чувст­вовать.

Они всего лишь бездушные исполнители чужой воли. Такими же механизмами является значительная часть гостей салона.

Но салон посещают и князь Андрей Болконский и его друг Пьер, незаконный сын екатерининского вельмо­жи графа Безухова. Они тоже принадлежат великосвет­скому миру, но хотят вырваться из него. Главное, что отличает их от завсегдатаев салона, — нравственный поиск, верность своим убеждениям, умение «быть, а не казаться». Князь Андрей мечтает о личной славе, о люб­ви людской, которой хочет добиться воинским подвигом; Пьер сосредоточен на своем нравственном становлении.

И хотя он ведет рассеянный образ жизни свет­ского молодого человека, хозяйка салона испытывает «особенный страх за Пьера» и его непредсказуемое по­ведение. Ведь «прежде он, не дослушав слов собеседни­цы, ушел; теперь он остановил своим разговором собе­седницу, которой нужно было от него уйти». Пьер вызы­вает «особенный страх» и раздражение посетителей салона, потому что он — «один живой человек среди всего нашего света» .

Так протекает «спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербург­ская жизнь», воплощенная писателем в описании сало­на мадам Шерер. Она «шла по-старому» даже тогда, когда в пределы государства вторглись неприятельские полчища и над родиной нависла грозная опасность. В силу своих мелко эгоистических интересов, узости мышления представители высшего общества не были способны «сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ».

На первом месте у них по-прежнему «те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же инте­ресы службы и интриги». В то время, как русский на­род и лучшие сыны Отечества вставали на защиту ро­дины, в высшем свете «общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности госуда­ря, погибели Кутайсова и смерти Элен».

Совсем не случайно после Бородинской битвы мы больше не встречаем на страницах романа описания салонных вечеров у мадам Шерер, а видим лишь опи­сание счастливой семейной жизни главных героев. Тем самым Л. Толстой лишает завсегдатаев салонов права на существование в обществе после Отечественной войны 1812 года. По твердому убеждению писателя, 1812 год переместил силы и ценности в российском об­ществе. Именно в 12-м году поднялась из безвестности и стала хозяином положения настоящая сила, от кото­рой зависит национальная жизнь, — народ. Писатель показал, что в самом горниле Отечественной войны со­зидался новый мир, созидались новые отношения меж­ду людьми.

У них была иная основа, совсем отличная от прежней, невозможной до войны. Такие отношения, которые должны бы быть всегда, — «общая жизнь», человеческое единство во имя простой и ясной задачи, которая не разделяла бы разных людей, а связывала бы в единое монолитное целое.




На тему: САЛОН ШЕРЕР КАК МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ НАКАНУНЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА