На тему: САМОХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧОРИНА
Печорин — один из самых ярких героев в творчестве Лермонтова. Возведение Печорина «в ранг» героя многие считали чем-то близким к святотатству. Царь Николай I в письме к императрице категорично осудил Лермонтова и его произведение. «Господин Лермонтов, — писал он, — был неспособен провести до конца этот благородный и простой характер капитана и заменяет его жалкими и очень малопривлекательными личностями, которые, если бы они и существовали, должны были быть оставлены в стороне, чтобы не возбудить досады».
Многие
Кроме того, известно, что несколько глав «Героя нашего времени» были почти автобиографичными — «Тамань» и «Княжна Мери»
В главе «Бэла» Печорин описывает свою «первую молодость», ту исходную причину, по которой впоследствии сформировался его несчастный и «скучающий характер»: «В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из-под опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели…и скоро общество мне также надоело». Эта ранняя «пресыщенность» жизнью вылилась в индивидуалистическую жизненную философию Печорина. Она основана на упадке духа и главной проблеме человечества — нежелании, скорее, страхе признать возможность счастья и славы. В главе «Бэла» Печорин говорит: «Ни слава, ни счастье не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача…
Тогда мне стало скучно».
В характере Печорина явно выражена одна черта, которая, впрочем, и делает его образ «загадочным» — это противоречивость. Печорин это подчеркивает в главе «Княжна Мери»: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и разуму». Печорин осознал это давно, так как «привык себе во всем признаваться». Он, конечно, понимает, что все его проблемы основаны на внутренней дисгармонии.
Именно эта противоречивость и делает характер Печорина живым, деятельным, хоть и прикрытым «смертной скукой и томным разочарованием».
Печорин в своем журнале пишет о душевных страданиях и анализирует свою жизнь. Он роняет маленькую фразу: «Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!» Прошлое мучает его. Печорин снова и снова переживает свои драмы и постоянно, бесконечно ищет возможность других финалов.
Что ему нужно? Чего он ждет от жизни? Печорин сам себе отвечает: «Я уже прошел тот период жизни душевной, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, — теперь я только хочу быть любимым… даже, мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!» Эти строчки — мольба одинокого человека о понимании, о несбыточном успокоении страждущей души. Этот порыв Печорин прерывает, как бы опомнившись, насмешкой над своими собственными словами.
Теперь понятна любовь Печорина к Вере, основанная на «родстве душ»: «это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?»
Печорин самокритичен, что указывает на его ум и способность к самоанализу. Он оправдывает свою злость и жестокость: «Я смотрю на страдания, радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
В чем выражается эта поддержка? Вероятно, в осознании того, что другие тоже несчастны, что Печорин не один переживает трагедию жизненных неудач. Это примиряет его с обществом: «Если я страдаю, то пусть и другие страдают». И в этой слепой обиде на судьбу он извращает все понятия и чувства, принимая этот суррогат за истину: «быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли сладкая пища нашей гордости?
А что такое счастье? Насыщенная гордость… Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности…»
Эта мысль Печорина ужасна, но в то же время она является глубокой философской истиной, тщательно обдуманной и обоснованной. Чтобы прийти к такой идее, человек должен разделять понятия добра и зла, испытать на себе искушение зла и понять его разрушающее действие. Теперь можно понять, что предположение о детском обиде Печорина на весь мир необоснованно.
Безрассудности поступков, взрыва страсти Печорин себе не позволяет, каждый его шаг выверен и взвешен. Его выводы поразительно глубоки и верны, хотя, на первый взгляд, кажутся признаками черствого сердца: «Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежат юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться». Придавая в юности большое значение страстям, Печорин разочаровался в жизни: «Я видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался.
И тогда в груди моей родилось отчаяние… я сделался нравственным калекой».
Отчаяние — это та же страсть, которую нельзя допустить в душу, что сделал Печорин, подчиняясь своему характеру. Отчаяние навсегда сделало невозможным счастье для Печорина. Он решил, что нечего больше ждать от жизни, оставляя при этом маленькую лазейку для счастья: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.
Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных». Печорин понимает бесплодность своей жизни и жестоко осуждает себя за то, что никому не принес пользы и радости: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил себя».
Печорин любит лишь себя и для себя и сильнее всех ненавидит только себя. Осознавая это, он не пытается что-нибудь изменить к лучшему. Было это слабостью или силой характера, отчаянием или следованием своей предугаданной судьбе?
Печорин — символ противоречия, страдающего одиночества, жестокой гордости. В этом и кроется основная причина его жизненной драмы.
На тему: САМОХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧОРИНА