На тему: Сатира в произведении Гоголя Ревизор
Как великий сатирик в русской литературе XIX века известен Гоголь. Правда, следует сразу же отметить, что сущность его творчества далеко не сводится к сатире и обличению. Для Гоголя чрезвычайно важной задачей было воплотить в художественных творениях свой социальный и нравственный идеал, но его взгляду представала такая действительность, что больше приходилось поневоле заниматься отклонениями от идеала.
В мире, где борются Бог и дьявол, более очевидным и ощутимым оказывалось дьявольское начало. Мир для Гоголя представал ареной деятельности
Главным направлением гоголевского смеха стало раскрытие несоответствия между должным и сущим, между внешностью и внутренним содержанием. Принципы Гоголя-сатирика с наибольшей ясностью воплотились в комедии «Ревизор», о которой автор говорил: «Я хотел собрать в одну кучу все дурное, что знал тогда в России, и за одним разом посмеяться надо всем». Мир
Главный источник комизма у Гоголя — это несоответствие претензий героев и их истинной сущности. Смешно не то само по себе, что городничий, например, берет взятки, потворствует казнокрадству и безделью чиновников и т. п. Смешно то, что он при этом старается выставить себя «отцом города», чуть ли не образцовым правителем.
Отсюда его забота о внешней благопристойности. Наставления, которые он дает чиновникам, глубоко комичны внутренне, так как наглядно показывают: городничий думает не о сущности, а о внешности. Арапник из суда надо убрать «на время», а как проедет ревизор, можно его опять повесить; больных следует не лечить по-настоящему, а надеть на них чистые колпаки и т. п. Время от времени городничий настолько входит в роль, что забывает совершенно о реальном положении дел: так, отдавая приказание «разметать наскоро старый забор и поставить вешки, будто для планировки», он начисто забывает, что «возле того забора навалено на сорок телег всякого сора».
Но это бы еще ничего: городничий так забылся, что сам же сетует: «Что за скверный город! только где — нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор — черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!» Смех вызывает соседство «памятника» и «забора», тем более что уж какой там памятник, когда церковь-то построить не могут — разворовали отпущенные на нее суммы.
Одним из наиболее сильных приемов комического у Гоголя служат постоянные оговорки героев, которые, сами того не замечая, раскрывают перед нами сущность жизни уездного города. Так, судья открыто говорит, что берет взятки, но чем? — борзыми щенками, а это уже вроде и не взятки; городничий делает выговор квартальному, который вместо того, чтобы взять у купца сукна на мундир, стянул всю штуку: «Смотри! не по чину берешь!» и т. п. Все это показывает, как глубоко въелось взяточничество в повседневную жизнь города.
Как уже говорилось, комизм Гоголя во многом создается нелепостью, нелогичностью. Так, предположение о близкой войне в связи с обыкновенной ревизией заштатного городка само по себе нелепо и потому смешно, но комизм многократно усиливается тем, что это предположение, не сговариваясь, высказывают сразу два персонажа — судья и почтмейстер. То, что у заседателя в суде «такой запах, будто он сейчас вышел из винокуренного завода», парадоксально объясняется тем, что его «мамка в детстве уронила». Из того, что учитель «скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал», делается вывод, что юношеству внушаются вольнодумные мысли и т. п.
Мир комедии Гоголя насквозь нелеп и алогичен, поэтому и смешон.
Комична и сама ситуация комедии, уже представляющая собой не столько недоразумение, сколько нелепость: умудренный опытом городничий «сосульку, тряпку принял за настоящего человека». Из этой исходной ситуации Гоголь извлекает все таящиеся в ней комические возможности. Мнимым ревизором он делает пустого, наивного, «несколько приглуповатого» Хлестакова, который заключает в себе, в сущности, то же, чем наполнена жизнь всего города: желание покрасоваться, представить себя не тем, что он есть на самом деле. Оттого, что Хлестаков простодушно принимает все знаки внимания, оказываемые ему городничим, становится еще более смешной вся интрига, затеянная городничим, чтобы провести ревизора.
Столкновение же этих двух комических характеров выглядит вдвойне смешно: при первой же встрече комизм идет по нарастающей, потому что оба собеседника боятся друг друга самым искренним образом. «Добросовестное заблуждение», в котором находится городничий и чиновники на протяжении всей комедии, вообще служит неиссякаемым источником комического, вызывает смешные сцены и положения — достаточно вспомнить, например, как чиновники дают взятки Хлестакову или как Хлестаков делает предложение дочке городничего. Кроме того, Гоголь зачастую применяет и приемы внешнего комизма, поддерживающего комизм внутренний: городничий хватает коробку вместо шляпы, Бобчинский обрываете?! и падает вместе с дверью и т. п. Все это делает комедию еще более смешной.
Объективно гоголевская сатира была направлена на чиновничество и бюрократию прежде всего. Но комедию Гоголя можно толковать и в расширительном смысле — как сатиру на все то, что отвлекает человека от высоких нравственных задач, на нелепость жизни, подчиненной мелочным и преходящим интересам, на вечную склонность человека казаться иным, чем он есть на самом деле. И конечно же Гоголь дал высочайший образец именно и по-настоящему смешной комедии — этого свойства она не утратила до сих пор.
На тему: Сатира в произведении Гоголя Ревизор