На тему: Сатира в произведениях Маяковского

Традиции, заложенные русской классической литературой, были подхвачены в XX веке, особенно в первые годы после ре­волюции. Первым из советских сатириков следует, очевидно, назвать Маяковского, который называл сатиру «оружия любимейшего род». Еще до революции Маяковский написал не­сколько сатирических «гимнов» , в которых в гротескно-иронической форме мнимой похвалы высмеивал социальные порядки старо­го общества, его науку, литературную критику, а главное — «сытых», довольных жизнью людей. «Я жирных с детства при­вык ненавидеть,

/ Всегда себя за обед продавая», — напишет о себе Маяковский. Эти же самые «сытые», довольные мещане стали основным объектом сатиры и в послеоктябрьский период творчества Маяковского. Вообще-то Маяковский писал сатиры на все те явления, которые противоречили его романтическому идеалу революции — белогвардейцы, дезерти­ры, вообще «буржуи» , бюрократизм, различного рода социально-нравственные уродства. Но главным и наиболее ненавидимым объектом сатиры Мая­ковского был все-таки мещанин-обыватель, который умеет пре­красно приспособиться к любой власти, которому в коммуниз­ме важна не идея, а
возможность устроить свое личное благополучие.

Для Маяковского эта советская обывательщина страшна прежде всего тем, что она расплодилась повсюду, что она — не буржуи или белогвардейцы, которых можно убить или прогнать, а нечто, укорененное в самой советской системе. Об этой силе приспособления к любому режиму Маяковский с горькой иронией скажет: «Раньше жили своими домками — Теперь зажили своим домкомом». Мещанство для Маяковско­го — это своего рода психологическая контрреволюция, а в ес­тественном, в общем-то, желании людей обрести покой, уют, надежное, стабильное существование Маяковский видел при­знаки застоя, отступление от революционного духа, идеи, кото­рая требовала забвения личного ради неуклонного продвиже­ния общества в будущее.

Поэтому наиболее сильное и глубокое сатирическое стихотворение Маяковского — «О дряни». Имен­но в нем дан уничтожающий и в то же время страшный образ пошлости, которая может подчинить себе даже коммунистиче­скую идею. Эмблема советского государства — серп и мо­лот — олицетворяющая для Маяковского высокую социаль­ную идею, становится… женской модой: «И мне с эмблемами платье: Без серпа и. молота не покажешься в свете!» Таким же символом пошлости, подчинившей себе все, выступает и коте­нок, который греется, лежа на «Известиях».

Да и вообще в жи­лье мещанина все по-правильному, не придерешься, есть даже портрет Маркса в алой рамочке, но надо всем торжествует сим­вол пошлости и мещанства: «оголтелая канареица». Вывод из стихотворения выглядит глубоко эмоционально мотивирован­ным: «Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните, чтобы коммунизм канарейками не был побит!»

Маяковский создавал сатирические образы не только в стихах. Его пьесы, в особенности «Клоп» и «Баня», — это об­разцы революционных сатирических комедий, где основной объект сатиры все тот же — мещанин, пытающийся приспо­собиться к коммунизму. Пафос сатиры естественно сочетался у Маяковского с пафосом романтики, стремлением к возвы­шенному коммунистическому идеалу.




На тему: Сатира в произведениях Маяковского