На тему: Сатира в произведениях Маяковского
Традиции, заложенные русской классической литературой, были подхвачены в XX веке, особенно в первые годы после революции. Первым из советских сатириков следует, очевидно, назвать Маяковского, который называл сатиру «оружия любимейшего род». Еще до революции Маяковский написал несколько сатирических «гимнов» , в которых в гротескно-иронической форме мнимой похвалы высмеивал социальные порядки старого общества, его науку, литературную критику, а главное — «сытых», довольных жизнью людей. «Я жирных с детства привык ненавидеть,
Для Маяковского эта советская обывательщина страшна прежде всего тем, что она расплодилась повсюду, что она — не буржуи или белогвардейцы, которых можно убить или прогнать, а нечто, укорененное в самой советской системе. Об этой силе приспособления к любому режиму Маяковский с горькой иронией скажет: «Раньше жили своими домками — Теперь зажили своим домкомом». Мещанство для Маяковского — это своего рода психологическая контрреволюция, а в естественном, в общем-то, желании людей обрести покой, уют, надежное, стабильное существование Маяковский видел признаки застоя, отступление от революционного духа, идеи, которая требовала забвения личного ради неуклонного продвижения общества в будущее.
Поэтому наиболее сильное и глубокое сатирическое стихотворение Маяковского — «О дряни». Именно в нем дан уничтожающий и в то же время страшный образ пошлости, которая может подчинить себе даже коммунистическую идею. Эмблема советского государства — серп и молот — олицетворяющая для Маяковского высокую социальную идею, становится… женской модой: «И мне с эмблемами платье: Без серпа и. молота не покажешься в свете!» Таким же символом пошлости, подчинившей себе все, выступает и котенок, который греется, лежа на «Известиях».
Да и вообще в жилье мещанина все по-правильному, не придерешься, есть даже портрет Маркса в алой рамочке, но надо всем торжествует символ пошлости и мещанства: «оголтелая канареица». Вывод из стихотворения выглядит глубоко эмоционально мотивированным: «Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните, чтобы коммунизм канарейками не был побит!»
Маяковский создавал сатирические образы не только в стихах. Его пьесы, в особенности «Клоп» и «Баня», — это образцы революционных сатирических комедий, где основной объект сатиры все тот же — мещанин, пытающийся приспособиться к коммунизму. Пафос сатиры естественно сочетался у Маяковского с пафосом романтики, стремлением к возвышенному коммунистическому идеалу.
На тему: Сатира в произведениях Маяковского