На тему: Сатирические произведения Маяковского

Сатира занимает особое место в творчестве Маяковского. Первые сатирические произведения были напечатаны еще до революции на страницах журнала «Новый Сатирикон». Это были пародийные «гимны» — «Гимн здоровью», «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику» и др.

После революции и в годы гражданской войны Маяковский работал в «Окнах РОСТА», где создал жанр подписи — едкой, хлесткой, язвительной — под шаржами и сатирическими кар­тинками. Позже Маяковский пишет целый цикл сатирических стихотворений: «О

дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада».

В них он изображает разные типы советских мещан, приспособ­ленцев, бюрократов, подлиз. Социальный порок концентрируется в одном герое, образ которого, как правило, гипертрофирован, гротесковый. В «Маяковской галерее» сатирические портреты создаются по принципу «социальной маски». Это и портреты политических деятелей капиталистического мира, и образы, воплощающие типичные пороки советского общества.

Маяковский использует все средства сатиры — от иронической насмешки и язвительного сарказма до соединяющего реальное с фантастическим гротеска.

В стихотворении «О дряни» поэт издева­ется над запросами новых советских мещан, которые не простира­ются дальше желания иметь «тихоокеанские галифища» и «фигу­рять» в платье «с серпами и молотами» «на балу в Реввоенсовете». Он раскрывает «нутро» советских обывателей, которые, воспри­няв антураж, поверхностные приметы принадлежности новому времени и социалистическому строю, в сущности остались обыкновенными буржуазными мещанами и приспособленцами.

Новый, рожденный советской властью порок показан в стихо­творении «Прозаседавшиеся». Заседания по всякому поводу, придающие значимость вчераш­нему рабу, а сегодня чиновнику, высмеиваются зло и едко, а сами «заседатели» предстают в гротескном виде: и вижу,

Сидят людей половины,

О, дьявольщина!

Где же половина другая?

Ситуация доведена до абсурда, чтобы показать нелепость само­го явления. Наиболее ярко сатирический талант Маяковского вы­разился в пьесах «Клоп» и «Баня». В комедии «Клоп» поэт воспро­извел сатирически многие приметы периода нэпа. Бывший рабо­чий, а ныне перерожденец Петя Присыпкин заменил свое «не­благозвучное» имя по западному образцу, став Пьером Скрипкиным. Маяковский высмеивает мещанские, пошлые по сути пре­тензии героя.

Вершиной его мечтаний становится женитьба на дочке нэпманши Эльзевире Ренессанс, чтобы «у тихой речки отдохнуть». Этот «новый» герой — «не мелкота какая-то», по его собственным словам, он большим интересуется: «Мне зеркальный шкаф пода­вай!» В пьесе герой постоянно саморазоблачается. Его претензии быть героем нового времени терпят крах.

Второе действие пьесы, когда через 50 лет, т. е. в 1979 г., раз­мораживают Присыпкина, — это метафора. Жители будущего держат Присыпкина в изолированной клетке как вредный экс­понат зоосада. Он — «страшный человекообразный симулянт» — «обывателиус вульгарис», сродни «клопу обыкновенному».

Та­кая условность позволила Маяковскому выразить оптимистиче­скую уверенность в том, что в будущем такие «клопы» отомрут.

Пьеса «Баня» направлена против бюрократизма, давящего всякую живую мысль. Главначпупс Победоносиков — тупое существо, во­зомнившее себя Наполеоном, способным распоряжаться судь­бами других. Не видя возможности расправиться с бюрократиз­мом в то время, Маяковский прибегает к условно-фантастическому перенесению в будущее.

Фосфорическая женщина — по­сланница этого будущего — отказывается брать в него Победо­носикова и его «верного оруженосца» Оптимистенко.

Маяковский расширил возможности жанра комедии, соеди­нив в ней черты трагедии, буффонады, фарса, драмы.




На тему: Сатирические произведения Маяковского