На тему: Сатирический нерв отечественной литературы

Говорят, что широкий расцвет сатиры и юмора прихо­дится обычно на переломные эпохи. Трудно не согласить­ся с подобным утверждением, особенно если вспомнить историю отечественной литературы в 20-е годы XX века. Пожалуй, ни в один период русской литературы не было столько ярких, самобытных и неповторимых авторов, как в те годы: В. Маяковский, М. Зощенко, М. Булгаков, А. Платонов, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, М. Кольцов.

Сатире и юмору тех лет свойственно огромное разно­образие. Это было не только меткое острое слово, но и обличительная графика, искрометные

театральные и эстрадные представления. Вспомним хотя бы Окна РОСТА и творчество В. Маяковского как поэта-сатирика и художника-карикатуриста, замечательные работы художников Б. Ефимова и Кукрыниксов. Поэтому нет ничего удивитель­ного в том, что в стране в то время издавалось более двухсот сатирических и юмористических журналов.

Это была пора расцвета политической, бытовой, литературной и социальной сатиры и стремительного развития всех форм комического — от веселой шутки до язвительного сар­казма.

Одним из самых талантливых и заметных сатириков но­вой русской литературы XX века стал В. Маяковский.

Ему принадлежит создание классических образцов сатиры нового типа, которая отрицала и обличала все, что, по убеждению поэта-футуриста, мешало нормальному построению нового общества.

Сатира В. Маяковского носит воинствующий характер. Поэт был уверен, что только в таком случае сатира может быть действенной. А потому делал острые выпады против сатириков, которые вслед за критикой спешили подслас­тить ее.

И название сборника сатирических стихов В. Маяков­ского соответствующее — «Грозный смех». Сборник не может не удивлять своим тематическим разнообразием: в поле зрения поэта — новый буржуй, кулак, вредитель, пьяница, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, лодырь, очковтиратель, бракодел, трус, новый советский вельмо­жа, взяточник и т. п.

Яркий талант сатирика проявился у В. Маяковского и в новаторских пьесах «Клоп», «Баня» и «Мистерия-буфф». В них поэт выносит на всеобщее обозрение и осмеяние такие явления, как мещанство и бюрократия. Он учит чита­теля подмечать новые формы мимикрии, которые исполь­зуют эти носители истинного зла, — учит распознавать зло, выдающее себя за добродетель.

Сатира и юмор в русской литературе XX века возник­ли не на пустом месте. Они имели богатую национальную традицию в виде фольклорно-сказочного наследия и литературной клас­сики — от Гоголя до Чехова. К сказочной манере близки рассказы М. Зощенко, В. Шишкова, А. Зорича, М. Волко­ва.

В них передается язык и характер того героя, от име­ни которого ведется повествование. Подобный прием по­зволял писателям не только проникать во внутренний мир своего героя, но и раскрывать его истинную сущность.

Среди писателей-сатириков особое место в нашей ли­тературе принадлежит М. Зощенко. Его творчеству харак­терно соединение лирико-иронического и интимно-доверительного начал. Рассказам писателя присуща особая кон­кретность при выявлении облика разных носителей зла.

Характерными признаками произведений М. Зощенко яв­ляются точные детали, неотразимо смоделированные си­туации и индивидуальный язык персонажей.

Объектом своей критики М. Зощенко избрал мещанство нового человека. Он показал, насколько это явление мо­жет быть опасно, особенно если такой человеческий тип из семейно-бытовой сферы переносит свою активность в служебную сферу. Например, персонаж рассказа «Каменное сердце» в совершенстве овладел искусством сживания со свету неугодных подчиненных. Он делает это «весьма тон­ко и с таким знанием человеческой души, что тут дока­зать ничего нельзя». В рассказе «История болезни» писа­тель в форме едкого гротеска обличает несуразность со­циально-нравственной жизни, когда унижение человечес­кого достоинства является обычным делом даже в стенах лечебного заведения.

Вместе с автором мы понимаем, что самое страшное происходит тогда, когда интеллектуаль­ная изощренность чиновника без особого образования со­единяется с полной нравственной глухотой. В результате возникают спесивое помпадурство, лакейство, рвачество, безделье и паразитизм, прикрываемые пустыми, но до­вольно громкими фразами.

Основы жанра сатиры и юмора в отечественной лите­ратуре закладывались в 20-е годы XX века. Эта традиция получила свое дальнейшее развитие в творчестве В. Пьецуха, В. Войновича, С. Довлатова, В. Высоцкого, А. Гали­ча, М. Жванецкого, М. Задорнова. Сатира и юмор всегда были направлены против бюрократии, головотяпства, бесхозяйственности, мещанства и всех его проявлений — приспособленчества, равнодушия, тупоумия, лени.

Но по­рой бывает не до смеха, особенно когда в наши дни стал­киваешься с открытыми проявлениями все того же ме­щанства — хамством и грубостью, цинизмом и равноду­шием. Остается лишь верить и надеяться, что когда-ни­будь они все-таки бесследно исчезнут из нашей действи­тельности.




На тему: Сатирический нерв отечественной литературы