На тему: Сатирическое изображение «нового человека» в повести «Собачье сердце»

Эпиграфом к повести «Собачье сердце» Булгаков мог бы по­ставить слова Горького из «Несвоевременных мыслей» о том, что революционный эксперимент, который проделывают с рус­ским народом, этот жестокий опыт заранее обречен на неудачу. Обречен на неудачу и эксперимент профессора Преображен­ского по выведению нового человека из бездомной дворняги.

В повести фантастический посыл дает реальный разворот событий и возможность сатирически изобразить Москву времен нэпа и не­которые идеи того времени.

Москва видится через восприятие

бездомного пса Шарика, знающего ее неприглядную сторону: не ту — с шикарными рес­торанами, с хорошо одетыми господами, а другую — со «столо­вой нормального питания служащих», где варят щи «из воню­чей солонины», где завернута в бумажку колбаса из «гнилой конины»…

Изменившийся после революции облик Москвы, ее иска­женная атмосфера ярко предстают в замечаниях профессора Преображенского, касающихся быта дома, в котором он живет с 1903 г.: «…До марта 1917 года не было ни одного случая — подчеркиваю красным карандашом ни одного, чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери

пропала бы хоть одна пара калош. В марте 17-го в один прекрасный день пропа­ли все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. Почему убрали ковер с парадной лестни­цы?..

На какого черта убрали цветы с площадок? Почему элек­тричество, которое… тухло в течение 20-ти лет два раза, в тепе­решнее время аккуратно гаснет раз в месяц?»

Доктор Преображенский считает, что все это происходит из — за «разрухи» в головах, из-за того, что все занимаются не своим делом. Самое большое «не свое дело» — это попытка «кухарок» управлять государством. У швондеров и шариковых живет толь­ко одна идея — «экспроприировать экспроприаторов». Отбирать чужое, заработанное интеллектуальным трудом, они считают справедливым делом.

Понятие труда у швондеров — шариковых чисто «кухаркино»: если это не физическая работа, то это не работа вообще. Поэтому Шариков, который ничего не делает и кормится за счет профессора, для Швондера и ему подобных труженик уже по одному своему «пролетарскому», т. е. без собст­венности, происхождению, а профессор Преображенский, при­нимающий ежедневно десятки больных, — нэпман. Он-де «один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар…».

Булгаков показывает, как торжествует дикое, первобытное сознание, в котором распределение всем поровну — главная идея, а отсутствие собственности, нищета возводятся в ранг достоинства.

Попытка профессора Преображенского превратить животное в сознательного человека неизбежно должна была окончиться крахом. Революционный способ не может из­менить сознание. Чтобы хама сделать достойным человеком, нуж­ны многие годы эволюционного развития. Хам проще и легче воспринимает все низовое, неразвитое — мораль, привычки, идеи.

Превратить собаку в человека физически проще, чем научить ее уважать личность, привить чувство собственного достоинства.

Сатира повести «Собачье сердце» направлена не против кон­кретных научных экспериментов, как иногда трактовали повесть, а против громадного исторического эксперимента, который проводился в России.




На тему: Сатирическое изображение «нового человека» в повести «Собачье сердце»