На тему: СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»

В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «меч­та». Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты? Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые пару­са на игрушечной гоночной яхте.

Эти алые пару­са были сделаны из обрезков шелка, «употребляв­шегося Лонгреном для оклейки пароходных

кают — игрушек богатого покупателя». Маленькое су­денышко в этот момент держала в руке наша ге­роиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках?

Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игру­шек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактир­щик, состоятельный человек Меннерс. Он отка­зался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении.

Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: «он

де­лал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ра­щения девочки». Вскоре Лонгрен совершил по­ступок, последствия которого оказались весьма печальными.

Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи ста­ли недоброжелательно относиться к отцу и доче­ри. Ассоль росла без подруг, в полном одиноче­стве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания. Момент, когда впервые яхта с алыми паруса­ми оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не са­мым важным во всей детской жизни.

Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению.

Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действи­тельности волшебник был известным собирате­лем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки «невольное ожидание прекрасного, бла­женной судьбы», решил рассказать сказку.

Ес­тественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами. Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника.

Мудрый отец решил не отнимать «такую игрушку»: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Как видим, множество неблагоприятных и бла­гоприятных обстоятельств послужили тому, что­бы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место за­няла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь. В Ассоль были перемешаны «в замечательной прекрасной неправильности» дочь матроса, ре­месленника и «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной сосед­ства слов, во всей взаимности их теней и света». И эта вторая Ассоль, которая «сверх общих яв­лений видела отраженный смысл иного поряд­ка», не могла выйти из власти сказки.

Ассоль со­вершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами. Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепри­нятые каноны, которые каким-либо образом ско­вывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохнов­лен плодом человеческого творчества — карти­ной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала.

Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пят­надцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он до­бился своей цели. Встреча Ассоль и Артура была словно предоп­ределена судьбой.

Они каждый по-своему пред­чувствовали необычные перемены в своей жиз­ни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Сре­ди буйства природы Артур «иначе увидел ее». Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем.

И с этого момента Артур стал действовать по под­сказке сердца. Оставив на мизинце девушки до­рогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзи­не, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: «Теперь он действовал уже реши­тельно и покойно, до мелочи зная все, что пред­стоит на чудном пути». Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов.

И выбор его пал на цвет «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благо­родного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было так­же ни синевы, ни тени — ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духов­ного отражения». Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет со­вершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало — такой же чис­той, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, — мощным источником энергии пре­образования, совершенствования.

Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внут­ренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо — это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется «на­всегда в алом блеске парусов, созданных глуби­ной сердца, знающего, что такое любовь».

В равной степени алые паруса — это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее «в душе пушистым котенком», и сим­вол любви, способной творить чудеса.




На тему: СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»