На тему: СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных,

эмоциональных восклицаний.

Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.

Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или

одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление.

Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.

В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений. Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы.

Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:

…кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…

Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания.

Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:

Уже несчастий его подстерегают птицы

По дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.

К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды. Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню.

Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.

К силам природы обращается и жена Игоря, Ярославна:

О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?

Именно у родной природы она ищет сочув­ствия и помощи, умоляя помочь ее любимому вернуться на родину:

О Днепр Словутич!..

Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я ему слез на море рано.

Она с горестным плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил камен­ные горы сквозь землю Половецкую и помогал Святославу в его славных походах, к солнцу, со­гревающему всех своим теплом, а в сухой степи обжигающему своими лучами русских воинов.

Для автора природа — это, в первую очередь, источник поэтических представлений. Он очень точно и метко подбирает слова, выражения и об­разы для передачи этих представлений. Он опи­сывает явления природы так, что мы не только сами ощущаем происходящее, но и начинаем по­нимать, что означает то или иное явление.

Мы чувствуем, как «уснуло» соловьиное пение; как «трепещут» синие молнии; как «никнет», испы­тывая вселенскую печаль, трава. Солнце «мерк­нет», предвещая неудачный поход, багряные сно­пы лучей и вечерней зари «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикры­вает свет тьмою». Тоска «разливается» во всей окружающей природе, печаль «течет» посреди всей Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Ветер не просто помогает плыть кораб­лям — он их «лелеет на синем море», и Ярослав­на просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней ми­лого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Рус­ской земли.

Даже телеги у автора «Слова…» «крычат», как лебеди.

Все сказанное выше является ярким подтвер­ждением того, что автор сам безгранично связан с природой Русской земли, глубоко чувствует и понимает ее.

Чувства создателя поэмы настолько велики, он так близко принимает горе и радость своих героев, что природа просто не может не отреаги­ровать на это. А он, в свою очередь, не мог бы пе­редать лучше свои эмоции, мысли, идеи, чем че­рез образы окружающего мира. Автор потому наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы и даже городские стены, что ис­кренне считает: все эти предметы могут сочув­ствовать добру и ненавидеть зло, испытывать ра­дость и горе.

Чувства и действия природы — солнца, трав, деревьев, животных — искренни и естественны. Также искренни чувства самого автора. Поэтому он соединяется с природой, сливается с ней, что­бы высказать то, что происходит у него в душе.

И его чувства и мысли, благодаря состоянию при­роды, значительно усиливаются.




На тему: СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»