На тему: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Великая и могучая Русская земля. Благород­ный, гордый и отважный народ. Трудно предста­вить, что мы, поколения, живущие через не­сколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех со­бытиях. Или же до нас дошли лишь сухие фак­ты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были пре­красные мастера русского слова, поэты, летопис­цы, которые во всех деталях смогли передать по­томкам живую память об истории родной стра­ны.

Наиболее выдающимся и оригинальным па­мятником

древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».

Через столетия долетел до нас голос неизвест­ного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое сви­детельство событий великой древности. Со вре­мен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев.

Возмущен­ный жестокой несправедливостью,

князь Свято­слав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой на­долго отбросил половцев в глубь причерномор­ских степей. Но спустя некоторое время двоюрод­ный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на по­ловецкие племена. Этот поход оказался неудач­ным: силы были неравными, действия необду­манными и дружина была полностью разбита.

Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фак­тов, а стремление через литературные образы пе­редать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожале­ет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заклю­чалась именно в разрозненности действий рус­ских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храб­рыми и стойкими бойцами, верными защитника­ми своей родины.

Князья Игорь и Всеволод, благородные, силь­ные, смелые русские богатыри, сражаются вмес­те с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой.

Эту истину давно понял Святослав и потому в сво­ем обращении к русским князьям призывает их к объединению.

Неизвестный древнерусский поэт создал пре­красное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской ли­тературы. Оно поражает и удивляет читателя сво­ей глубиной и эмоциональностью, масштабнос­тью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, явля­ется ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства.

И после многочислен­ных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талант­ливостью автора, либо тем, что до нашего време­ни не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.

«Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились пе­редать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной по­этичностью. Это не столько рассказ о походе Иго­ря, сколько сожаление автора о неудаче русско­го войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмще­нию за поруганную честь Русской земли.

Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действитель­ные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от дру­гих исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликает­ся с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, ав­торские отступления, народно-поэтическая сим­волика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.

Автор широко вводит в свое произведение на­родные плачи и прославления, прибегает к поня­тиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступ­ным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц из­бивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поми­ная прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощу­щается связь поэмы с произведениями устного народного творчества.

Не случайно и то, что «Сло­во…» начинается с упоминания о «славах», кото­рые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всево­лоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочислен­ных лирических отступлениях:

Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.

Далеко залетело!

Не было оно в обиду порождено

Ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!

Подобно народным песням, плачам, сказани­ям, «Слово о полку Игореве» наполнено поэтиче­скими образами природы, былинными и сказоч­ными приемами. Сами русские князья напоми­нают богатырей. Нам до сих пор точно не извест­но ни имя, ни происхождение автора поэмы. Но несомненно то, что он был близок к народу по сво­ему мировоззрению, по способу выражения соб­ственных мыслей и эмоций, по самому характе­ру чувств.

Возможно, он принадлежал к тем авторам-певцам, что бывали и в Киеве, и в Новгороде-Северском. Может быть, он даже непосред­ственно принимал участие в походе Игоря. В лю­бом случае трудно представить себе произведе­ние, более эмоциональное, наполненное такими лирическими чувствами и написанное таким пре­красным художественным языком.

Поэма неизвестного древнерусского автора действительно является высокохудожественным произведением, настоящей жемчужиной русской литературы и культуры. Ее создатель — человек необыкновенного поэтического таланта, облада­ющий исключительной способностью видеть и отображать самую суть исторических процессов своего времени и глубокими знаниями дружин­ной и книжной поэзии. Он создал шедевр, кото­рый никогда не перестанет очаровывать читате­лей своим художественным своеобразием и идей­ной патриотической направленностью.

Глубокая народность «Слова о полку Игореве» впослед­ствии нашла отображение в многочисленных па­мятниках древней литературы, таких как армян­ская поэма «Давид Сасунский» или киргизский «Манас». Мотивы «Слова…» часто можно заме­тить и в новой литературе восточнославянских народов, и в произведениях иностранных авто­ров, например в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Все это говорит о великом значении «Слова о полку Игореве» не только для русской, но и для мировой литературы.




На тему: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ